Запрет на установку индивидуального «автономного» отопления – ЛОЖЬ!
Традиционно, в межотопительный период, резко увеличивается количество обращений, за юридической и консультационно-практической помощью, по проблемам связанным с отключением от централизованного отопления (ЦО), и установкой индивидуальных – «автономных» отопительных систем.
Независимо от региона Украины, эта тенденция неизменна на протяжении уже 7 лет. А именно, с момента внесения в 2007 г., в Наказ МинСтройАрхЖКХ № 4 от 22.11.05 коллизионных изменений, лишивших его регуляторной составляющей в отношении отключения от ЦО и ГВС отдельных жилых помещений (квартир и пр) в жилых домах.
В текущем году, на фоне резкого повышения тарифов на ЦО и горячее водоснабжение (ГВС), количество обращений уже значительно возросло и предполагаю, что ближе к началу отопительного периода еще более возрастет.
Проблемы, в общем, то достаточно стандартны. В основном, это нежелание исполнителей услуг ЦО «отпускать» потребителей из своих цепких объятий и соответственно всяко – разно вставляющих палки в колеса, а также мздоимство местных властей, якобы имеющих право выдавать «разрешения на отключения о т ЦО квартир и помещений» и традиционное же мздоимство газо -, электроснабжающих организаций.
Постараюсь, коротко, используя контраргументы, изложить ущербность правовой позиции исполнителей услуг ЦО и ГВС, при отказе потребителю в отключении от ЦО и ГВС.
Итак, в качестве аргументов для отказа потребителю от чаще всего используются следующее:
1. Отключение от сетей ЦО и ГВС и установка индивидуального отопления запрещена Постановлением МЖКХ № 169 от 06.11.07 г., которое вносит изменения в Наказ МинСтройАрхЖКХ № 4 от 22.11.05 г.
Контраргумент: Наглая лож или не компетенция. Ни в одной из норм указанных НПА, ни в других действующих НПА нет такого запрета. В свое время, на страницах УК, я публично обещал съесть свою шляпу, если меня ткнут носом в норму запрещающую отключение от ЦО. Шляпа цела до сих пор.
2. Отключение от ЦО приводит к гидравлической разбалансировке системы отопления в доме и снижению качества ЦО у других потребителей в доме.
Контраргументы: Ну, во-первых, говорить о сбалансированности любых гидросистем многоквартирных домов, после десятков лет эксплуатации, неконтролируемого тотального переоборудования внутриквартирных сетей (замена приборов отопления, стояков, водоразборных устройств), по меньшей мере - смешно. Особенно на фоне хронического несоблюдения исполнителями температурных графиков и параметров теплоносителя в сторону уменьшения значений показателей.
Во вторых. Температура теплоносителя в системе отопления уменьшается по мере прохождения им очередности приборов отопления. Поэтому в квартире стоящей первой на «подаче» температура теплоносителя всегда выше, чем в квартире последней на «подаче». Соответственно, если в этой цепочке выбывает какое-то количество приборов отопления (батарей), то следующие в цепочке квартиры, получают теплоноситель с более высокой температурой. Вывод очевиден.
В-третьих, система должна быть сбалансирована путем настройки элеваторного узла (ежегодная подготовка сетей к отоп. периоду входит в обязанность исполнителя услуг ЦО, как и текущее обслуживание внутридомовой системы ЦО).
Потребитель должен иметь разрешение на отключение от ЦО.
Вот тут и начинается самое интересное.
Подобные разрешения, а если быть точным то – выписки из протокола заседаний межведомственных комиссий повадились выдавать местные власти, вернее межведомственные комиссии при них созданные. Причем в подавляющем большинстве случаев только за мзду, размер которой колеблется от нескольких сотен гривен в районных исполкомах до 10-12 тыс. грн. в обласных центрах. При отсутствии мотивации, следует отказ, как правило, по указанным в выше причинам. Естественно, прямо в комиссию никто денег не несет. Заносят монтажные организации, находящие в орбите исполкомов. Т.е. в стоимость услуг по монтажу оборудования, включаются расходы на «документацию». Причем это даже не скрывается. Хотите проверить – позвоните в фирму предоставляющую услуги по установке ПОД КЛЮЧ. Вам все расскажут честно. Т.е. никто, ничего не боится.
Контраргументы: Такие комиссии созданы на основании приказа МинСтройАрхЖКХ № 4 от 22.11.05 г., в их состав входят все заинтересованные стороны (депутаты, представители управления ЖКХ, тепловики, газовщики, энергетики, санслужба, пожарные, проектанты, МЧС и пр. перечень в НПА). Впечатляющая компания с впечатляющими аппетитами.
Однако, благодаря постановлению МЖКХ № 169 от 06.11.07, такие комиссии НЕ ИМЕЮТ ПРАВА выдавать разрешения на отключение от ЦО в отдельных жилых помещений (квартир) в жилых домах. Согласно Наказа МинСтройАрхЖКХ № 4 от 22.11.05 в редакции от 06.11.07, их компетенция распространяется исключительно на ОТДЕЛЬНЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА В ЦЕЛОМ! Т.е. выданные ими разрешения, являются юридически ничтожными, со всеми вытекающими последствиями. Что, кстати, подтверждается судебной практикой.
Конечно, вышеперечисленное не исчерпывает перечень «придумок» для отказов.
И ради, справедливости, необходимо отметить, что для установки индивидуального отопления (ВНИМАНИЕ! НЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ от ЦО !!!), которая согласно п.1.4. Правил содержания жилых домов и …» утвержденных Постановлением КМУ № 76, является переоборудованием, необходимо получить разрешение в исполкоме местных советов. Хотя, сама процедура и форма получения такого разрешения законодательно не определена.
Резюмируя, акцентирую внимание на том, что:
- НПА запрещающих отключение от ЦО и ГВС отдельных жилых помещений (квартир), как и порядка такого отключения, на момент написания блога, ЗУ не содержит. Как не содержит и норм обязывающих к получению разрешения на такое отключение.
- Законодательством не предусмотрен запрет на установку индивидуального отопления в жилых помещениях (квартирах). Однако существуют нормы, обязывающие к получению разрешения на такую установку. При этом порядок получения разрешения в ЗУ отсутствует.
- Деятельность межведомственных комиссий исполкомов, созданных на основании «Порядка отключения отдельных жилых домов …» утвержденного Приказом МинСтройАрхЖКХ № 4 от 22.11.05 в редакции от 06.11.07, в части выдачи разрешений на отключение отдельных жилых помещений (квартир) от ЦО и ГВС в жилых домах, противозаконна. Разрешения выданные такими комиссиями юридически ничтожны.
Все вышеизложенное, неоднократно, с переменным успехом, использовалось в юридической практике в целях защиты прав и интересов потребителей, как в досудебном порядке разрешения споров, так и судах различных инстанций. Т.е. приведенная правовая позиция проверена «на передовой» и не является плодом теоретических измышлений J.