«Преамбула».
Мало кто из вас знает, что еще в 2003 году я обратился с личным письмом к Кучме Л.Д., который в те годы занимал пост Президента Украины. В этом письме я просил Кучму о личной встрече и указывал об основополагающих моментах своей программы по созданию экономики Украины. Основополагающим в ней было именно функционирование коммунальной отрасли. Чтобы Вы окончательно поняли, что я сделал, я вам расскажу, что в те годы на имя президента поступали только поздравительные открытки, просьбы о помиловании и жалобы чиновников на чиновников с целью получить более теплые «места».
Меня пригласили в милицию и долго расспрашивали о причине личной встречи с Кучмой. Потом мне пришла отписка о том, что мои разработки стране Украина не нужны.
С тех самых пор обо мне стали распространять слухи, что я сумасшедший и умственно отсталый и требую срочной психиатрической помощи.
Мало, кто из вас знает, что, несмотря на издевательства, я продолжал просвещать высоких государственных руководителей и в один из моментов обратился к Черновецкому Л.М, тогдашнему меру Киева с письмом, в котором в рефератной форме рассказал о том, как делать Реформу ЖКХ.
Меня «поблагодарили» и на этом все закончилось.
Потом я писал различным партийным лидерам и известным на всю страну юристам, отстаивающим интересы людей, посредством внедрения «эффективного собственника», который потом этих людей вышвырнет на улицу.
Все мои обращения заканчивались плачевно. Надо мной насмехались и обзывали грязными словами, блокируя меня на своих публичных страницах в Интернете и закрывая мои Блоги на различных ресурсах.
Я четко понимал, что таким образом коррупционные круги, которые посредством ЖЭКов, ОСББ и других коммунальных структур вместе с Местными Советами отнимают частную собственность у большинства населения, продавая его за взятки другой части, пытаются сделать так, чтобы настоящая правда не вскрылась. И не звучала в стране в полный голос.
Потому что тогда у «них» исчезнет возможность жить за счет народа и бюджета страны.
И вот сегодня я попытаюсь пояснить вам в самой широкой форме суть функционирования всей системы жилищно-коммунальных услуг используя самый коммунальный портал Украины.
Не думайте, что я напишу здесь Вам целую научную работу, которая лежит у меня дома размером в 300 страниц. Но некоторые моменты я освещу.
Я буду писать «как есть», не надеясь на ваши всесторонние знания, которые нужны, чтобы понимать экономические и государственные технологии.
Кстати очень многие или практически все думают, что юридические «дефиниции статей законов» способны заменить всю широту экономического спектра механизмов, действующих в любой отрасли и тем более в сфере ЖКХ.
В одной из своих дискуссий на Фейсбуке я в прямой форме запретил Азарову, тогдашнему Премьер Министру страны, повышать плату за жилищно-коммунальные услуги основываясь именно на экономическом спектре вопросов.
Итак, что вы должны усвоить, чтобы понимать все, что нужно сделать в этой отдельно взятой отрасли?
Экономический блок.
1. Субсидии – зло.
Сегодняшняя система «эффективных собственников», как то ОСББ или другая форма управления в многоквартирных домах, имеет место быть именно по той причине, что на государственном уровне есть люди, которые пытаются в завуалированной форме при помощи кредитов МВФ обеспечить уровень субсидирования населения, чтобы «оно» – население – не задумывалось об истинных причинах повышения тарифов. Сутью такого повышения есть не что иное, как постепенное «приучивание» населения к высокой планке тарифа по отношению к уровню семейного бюджета.
Далеко идущей сутью этих манипуляций в дальнейшем будет: отмена субсидии; ликвидация льгот, лишение населения имущества в многоквартирных домах. Сначала отберут совместное имущество многоквартирных домов, а потом под видом неуплаты за обслуживание этих домов (имущества) и квартиры граждан.
Почему так произойдет? Да потому что согласно «экономической науке», «финансовой науке», субсидии, субвенции, дотации уменьшают уровень ВВП.
А ВВП, как вы наверно знаете, это основа для развития страны. Если в стране перекачивают из «пустого в порожнее», то ни о каком развитии речь идти не может.
Поэтому для того, чтобы показать, что будет «рост» будут делать, так как я написал. «Ну, а люди?» – спросите Вы. «А кого они интересуют в нашей стране?» - отвечу вам я по-одесски.
2. Льготы на уплату услуг ЖКХ – зло.
Об этом я вскользь упомянул в пункте 1.
И смысл тут точно такой же. Все льготы это «переливание из пустого в порожнее». То есть льготы приводят к снижению уровня оборотных потоков в сфере ЖКХ, снижение налоговой базы, снижение уровня и скорости модернизации отрасли и прочее и прочее.
3. Оплата услуг ЖКХ тесно связанна с прожиточным минимумом.
Азаров на мою просьбу не повышать тариф на коммунальные услуги и отказаться от кредитов МВФ ответил правильно: «Мы знаем, что оплата услуг в сфере ЖКХ это основополагающая характеристика величины прожиточного минимума. И поэтому пойти на условия МВФ по повышению стоимости услуг я не могу. Даже если придется отказаться от кредитования МВФ»
Для вас же я объясню более детально. В Америке все эти цифры связанные с оплатой услуг косвенно входят в расчетную сумму прожиточного минимума. И поэтому их социальные гарантии позволяют населению не умереть с голоду и получать крышу над головой, чтобы не умереть от холоду, и приобрести одежду, чтобы не выглядеть поголовными нудистами.
Я говорю о гражданах США, а не об иммигрантах или других категориях.
Если этих сумм нет прямо указанных в размере социальной выплаты, любого уровня и размера, то они подразумеваются в качестве возможности бесплатного питания и ночлега за счет разного рода общественных организаций или бюджетов разных уровней.
Мы же прошли несколько другой путь развития. И сегодня попытки лишить население права на социальную помощь, включающую полный спектр прожиточного минимума, в том числе уровня коммунальных услуг, постоянно приводит к политическим акциям, лишающим нашу страну трудоспособного населения по разным причинам.
Вы должны понять то, что повышение коммунальных тарифов автоматически приводит к повышению социальных выплат и росту зарплат. Точнее должно приводить, как это делается в Америке при помощи профсоюзов.
4. Любые виды управление в многоквартирных домах – зло.
Нет, и никогда не было в науке такой формы управления, как «эффективный многопользовательский собственник». Это абсурд, если не сказать грубее.
Может быть, только один эффективный собственник. И он может быть эффективным только при условии, что эта собственность принадлежит лично ему!
То есть те, кто проталкивают систему собственников или управленческую систему в многоквартирных домах это люди или малограмотные или представители той части населения, которая желает получить в свою частную собственность все многоквартирные дома и все что к ним относиться по всей территории Украины!
Также любые виды Управления нагружают семейный бюджет, тем самым вызывая дисбаланс бюджетного равновесия страны.
5. Себестоимость и тарификация услуг ЖКХ.
Вот этот единственный пункт я вынесу в отдельную статью. Я сделаю это по той причине, что в нашей стране нет даже близкого понимания, как нужно создавать тарифную политику основываясь на себестоимости услуг.
Это очень обширная и ёмкая тема, которая займет не один десяток страниц, но даст ответы на все фундаментальные вопросы.
Есть еще некоторые мелкие аспекты экономического блока, которые я приводить не буду, дабы не путать обычных читателей, не разбирающихся в глубине макроэкономических джунглей.
Технический блок.
Что нужно знать для понимания технической стороны вопроса в сфере ЖКХ?
1. Срок годности и гарантия
Все имеет свой срок годности. Со временем и в силу разных причин любое оборудование изнашивается и приводит к поломкам, которые негативно сказываются на жизни людей в многоквартирных домах.
Но в то же самое время любая деталь имеет свой срок годности.
Этот срок годности обеспечивает замену данной детали на новую без каких-либо дополнительных расходов.
«А что если срок годности закончился, а деталь (оборудование) поломалась?» - спросите вы
А вот для этого в сфере ЖКХ, самой ответственной и основополагающей отрасли рынка социальных гарантий, есть другая нормативная база, имеющая название – Гарантийный срок или Гарантийные обязательства.
В нашем действующем законодательстве есть конкретное описание
«практически» всех гарантийных сроков.
Например: Несущие стены «хрущевок» имеют гарантийный срок 50 лет. А вот внутренние кирпичные перегородки (у вас в квартире) – 60 лет.
Что это значит?
Это значит, что фирма застройщик гарантирует вам спокойную жизнь в «хрущевке» только на протяжении 50 лет от даты сдачи ее в эксплуатацию. А также то, что после падения несущих стен, внутренние кирпичные перегородки еще будут стоять 10 лет!)))
О чем нам еще говорит гарантийный срок и гарантийные обязательства?
Они нам говорят о том, что люди вообще не должны платить деньги за обслуживание домов! И эта графа в калькуляции услуг ЖЭКа или ОСББ или ЖСК или другой любой формы не имеет права присутствовать в тарифе!
При этом именно в силу законодательных норм!
И вот теперь вернитесь к прочтению моей первой части статьи «Нужно ли изобретать велосипед. Часть первая» и присовокупите данный абзац к тем позициям, которые я указал в первой части. А именно – гражданин страны не обязан платить за услуги. А за некоторый вид этих услуг он имеет право не платить в силу законодательных запретов. Как в данном случае обслуживание внешних стен многоквартирных домов.
В этом контексте также справедливо и неуплата за обслуживание всех внутридомовых коммуникаций – тепла, света, воды, канализации, газа.
То есть вы должны понять, что плата за обслуживание систем – незаконна.
И ЖЭКи, как и ОСББ и другие формы управления в многоквартирных домах требуют плату незаконно! Они не имеют права включать эти виды работ в тариф!
2. Услуга и обслуживание.
Еще одной технической стороной дела есть глубокое понимание различия между «услугой» и « обслуживанием».
Если вы посмотрите на сферу ЖКХ со стороны бизнес понятий, то вы не увидите этого отличия. Но в силу того, что сама сфера ЖКХ есть уникальной, такое различие имеется.
Услуга – это прямая поставка.
Это поставка в вашу квартиру воды, тепла, газа, света, кабельного телевидения, телефонной связи и прочее. Это отвод канализационных стоков. Это вывоз мусора. Это подметание двора. Это уборка чердаков, крыш, подвалов, лестничных пролетов.
Вот и весь спектр услуг.
Многие могут попробовать добавить, что сюда можно включить техническое обслуживание лифтов, озеленение, обустройство детских, спортивных площадок и прочее. Но я вам скажу что это не так. И в последствии укажу почему именно.
Обслуживание – это техническое обустройство и контроль систем подачи услуг (тепла, газа, воды, света, телевидения, телефонной связи и пр.)
Нас, пользователей услуг, не интересует, каким образом нам поставляют услугу: по воздуху, по кабелям, по трубам. Мы платим исключительно за услугу. А то, в каком техническом состоянии находятся сами коммуникации, нас не интересует!
Именно вот этот основополагающий момент я положил в основу своего предложения Черновецкому Л.М, бывшему меру Киева.
Вы будет возражать, основываясь на уже существующих законных стереотипах мышления о формировании тарифов в сфере ЖКХ. Вы будет говорить, что вся эта техническая сторона обслуживания коммуникаций входит в тариф и поэтому должна оплачиваться!7
К сожалению нет, уважаемые читатели. Вы глубоко ошибаетесь. Как ошибаются и те, кто все годы работал в Кабинете Министров. Настоящая модель тарификации услуг ЖКХ формируется полностью на других показателях. И в этих показателях нет места для оплаты «обслуживания».
Мы рассмотрели два фундаментальных блока, необходимых для понимания функционирования в сфере ЖКХ.
Вы усвоили, что экономический блок является основополагающим, а технический блок вопросов есть «маяком» для формирования всего уровня понимания.
Есть и другие блоки знаний, которые нужно знать для построения правильной модели ЖКХ. Но без четкого усвоения этих двух дальше двигаться нет смысла.
Вы поняли, что главным в технической стороне вопроса есть «срок годности» и «гарантия». Две стороны одного и того же момента. Я профессионально разделил это по той причине, чтобы вы не путались в дальнейшем. Я назвал «сроком годности» - техническую исправность конкретной детали – лампочки, ручного инструмента, предохранителя, метлы, ведра и любой другой мелкой детали. И «гарантийным сроком» целой конструкции, системы подачи услуги.
Это очень правильное и удобное распределение, которого нет сегодня в нашем законодательстве. И именно поэтому невозможно правильно вывести тарифную сетку на все услуги в сфере ЖКХ.
И именно поэтому я сделал таинственным пункт «5. Себестоимость и тарификация услуг ЖКХ» в разделе экономический блок.
Надеюсь, что в будущем я смогу поведать вам тайны этой сложной модели, которая напрямую влияет на нашу жизнь с разных точек зрения.
Всегда любящий вас, свой народ, Бовыкин Сергей.