Рус Укр
ГоловнаБлогиЖизнь или кошелек: почему украинцам необходим финансовый ликбез
Опитування всі опитування
ЩО ПЕРЕШКОДЖАЄ ВАМ ВЧАСНО СПЛАЧУВАТИ РАХУНКИ ЗА ПОСЛУГИ ЖКГ?
Занадто високі тарифи
Регулярне підвищення квартирної плати
Низька якість послуг або їх повна відсутність
Не дотримання виконавцями термінів з вивезення сміття
Бездіяльність ЖЕКу
Нічого, я завжди вчасно сплачую
Я не вважаю за потрібне платити за комунальні послуги


УК  NEW Роз'яснення, щодо розрахунку розміру житлової субсидії

УК  NEW Житлова субсидія: хто має право на її отримання

УК  При призначенні субсидії враховуються доходи подружжя, незалежно від їх реєстрації

УК   Категорії громадян, які втратили право на отримання субсидії

УК  П'ять основних питань та відповідей про субсидію на оплату ЖКП

 



 

 



 

 

 

Жизнь или кошелек: почему украинцам необходим финансовый ликбез

2981
Сегодня финансовая безграмотность – весомая проблема. Потребители финансовых услуг не умеют читать финансовые документы, при заключении сделки не узнают все правила предоставления услуги и свою ответственность.

Более того, считают, что, подписав документ вроде гарантии или поручительства, но, не взяв при этом денег, материальной ответственности не несут.

Таким образом, понимание нами необходимости формализации отношений с банками, страховыми и т.д. – это первые показатели нашей финансовой грамотности. Как потребитель, каждый из нас должен понять, что очень высокая ставка по депозиту в банке для собственного кошелька – то же самое, что и очень дешевая колбаса – для нашего желудка! И что нулевых кредитов не бывает, как и бесплатного сыра в мышеловке: за него уже заплатила первая мышка!

Для того чтобы украинцы это поняли, нужно объяснить, как работает финансовая система. Чем больше человек знает об услуге, тем ему проще принять решение. Человек не знает как работают «МММ», но ему говорят, мол, «принеси немного денег – и в конце ты получишь целый мешок». И он этому верит, потому что не понимает, как это работает.

Программы по финансовому просвещению существуют во многих странах. Например, в России хорошо развита программа финансовой грамотности. В комиксах, мультфильмах или коротких игровых сюжетах на ТВ объясняют популярно, как работает финансовая система, куда  обращаться потребителю при возникновении проблем, на что нужно  обращать внимание. Надо такие программы внедрять у нас. Потребителям не нужны специализированные финансовые и банковские телеканалы – информация должна предоставляться по тем каналам ТВ, которые смотрит большинство населения. При этом программа финансового образования  должна охватывать все финансовые услуги на рынке.

В отношении страхования, деятельности кредитных союзов, продажи товаров в группах мы как потребители еще более безграмотны, чем с банками. Финансовая безграмотность настолько велика, что, недопоняв объяснений, например, менеджера в банке, мы готовы «искать счастья» в другом сегменте финансового рынка, - и непременно сталкиваемся с еще большими проблемами.

Человеку нужно дать общее понимание финансов, чтобы он мог сложить для себя какую-то картину. Только после этого он сможет делать осознанный выбор. Ведь Закон Украины «О защите прав потребителей» говорит, что потребитель имеет право на осознанный выбор. А для этого он должен получить достоверную и полную информацию. Наши потребители такого выбора сделать не могут – они лишены этой информации. Да что говорить, большинство потребителей считает, что на банки и другие финучреждения надо жаловаться в Нацбанк, даже не подозревая, что это сфера Государственной инспекции по защите прав потребителей!

Если у потребителя нет достоверной и доступной информации, для него общение с финансовым рынком – все равно, что игра в рулетку. У нас большая часть тех, кто вкладывает деньги в банки, – люди азартные. А те, кто не азартен и не доверяет банкам, держат наличные под подушкой. Не зря и Мировой банк, и МВФ подчеркивают, что мы просим кредиты в то время, как в стране на руках у населения находятся миллиарды вне оборота экономики. Что делать с этими деньгами, чтобы они работали? Как только эти деньги пойдут в экономику, и как только банковская система начнет кредитовать экономику, а не заниматься спекулятивными операциями, пользу от этого сразу же ощутят все.

Пока  наше население не умеет пользоваться безналичными расчетами, у нас в стране действует повальный наличный оборот. За рубежом люди с собой наличных носят мало – они пользуются  полным спектром финансовых услуг, предоставляемых теми же банками. А у нас для большинства населения банки – это место платежей за коммунальные услуги.

Именно поэтому необходима Концепция национальной стратегии финансовой грамотности. Об этом говорят и эксперты Всемирного банка. Ни одно государственное, ни одно частное учреждение не справится с созданием такой Концепции самостоятельно – это можно сделать только вместе. 

Михаил Стрельников
 
Коментарі (8)
Михаил2
11 Січня 2013 p. 11:23
Европейские принципы у нас не работают. Ни в одной сфере, начиная от таксиста и заканчивая фондовым рынком. То же касается маркетинговых принципов. Именно поэтому абсолютное большинство компаний глубоко разочаровываются, нанимая заморского топ-менеджера с тремя дипломами МВА, который никак не может поднять бизнес, пользуясь своими правильными европейскими ориентирами
Сергей Светлов1
11 Січня 2013 p. 11:30
Что за утопизм? Какая нацпрограмма? Посмотрите на наши первые лица страны! Главная их цель - это финансовое отупление народа. И не только финансовое, но и политическое и культурное.
SERGEY2
11 Січня 2013 p. 11:33
поддерживаю !
Геннадий Пивовар1
11 Січня 2013 p. 11:48
Если вы так переживаете за финансовую грамотность, предложите такую программу в каком-нибудь ЕБРР или Всемирном банке, эти возможно намного быстрее согласятся и выделят по это финансы. Но только не у нас. У нас с этого только денег поимеют и абсолютно ничего не сделают!
Михаил Стрельников2
11 Січня 2013 p. 14:15
Во-первых начало такой программы уже заложено. Кабмин 31 октября прошлого года принял "Стратегию реформирования системы защиты прав потребителей на рынках финансовых услуг на 2012-2017г" и вопросы развития финансовой грамотности потребителей там уже есть! Во-вторых, Госпотребинспекция, в соответствии с этой стратегией уже приступила к защите прав потребителей финуслуг и приостановила деятельность Страховой компании "Доминанта" за нарушение прав потребителей. Так что программы из этой Стратегии уже работают! И в - третьих, если ничего не пытаться делать - ничего и не будет! Под лежачий камень, господа - вода не течет!
Олена2
11 Січня 2013 p. 14:18
підтримую! якщо нічого не робити, то нічого і не буде!!!
Михаил1
11 Січня 2013 p. 14:32
Пустой звук, эта стратегия. Тем более, ни к чему не обязывающая. Тут я согласен с тем, что государство не станет этим заниматься. Максимум, что они могут предложить - это благословение и обещание не мешать, если появится какой-нибудь энтузиаст. Да и текст надо бы почитать, что там за стратегия. Но лично вам за рвение и желание что-то изменить - почет и уважение!
Михаил Стрельников2
12 Січня 2013 p. 10:10
В наших нынешних реалиях -благословение государства и обещание не мешать, уже дорогого стоят....)))
Блоги