Коммунальный Дракон зело велик и грозен. Но у любого из нас есть право накинуть на его толстую шею жесткий ошейник - ДОГОВОР!
О, многострадальный, украинский потребитель жилищно-коммунальных услуг!
Грядет великая пора перезаключения договоров на жилкомуслуги или подписание допсоглашений к ним!!!
С чего вдруг? А как же. Тарифы на ЦО (отопление) изменены - изменены. Тарифы на газ изменены - изменены + кое где и поставщики поменяются. Тарифы на водоснабжение и водоотведение изменены - изменены. А также на электроэнергию, вывоз отходов, техобслуживание лифтов. А с С 01.07. начинается новая жизнь многоэтажек, соответственно, будут меняться и тарифы, и исполнители услуг.
Посему, Шановне Панство необходимо пользоваться моментом и начинать защищать свои шкурные интересы.
В свете обозначенного, предлагаем вашему вниманию несколько дельных рекомендаций, изложенных простым языком Смайлик «smile»
1. Договора с исполнителями услуг необходимо заключать обязательно - это требование законодательства.
А вот подписывать дополнительные соглашения (допсоглашения) к ранее заключенному договору , вас закон НЕ обязывает!
Наличие договора позволит вам опереться на его пункты при защите своих прав и интересов, а отказ от подписания допсоглашений может помочь перезаключить старый договор, если в нем есть "проблемные" пункты, или он не соответствует типовому (что имеет место сплошь и рядом).
Расхожее же мнение - "Нет договора платить не обязательно" в корне ОШИБОЧНО, судебная практика тут не на стороне потребителя и можно встрять в СЕРЬЕЗНУЮ халепу.
2. Договор или допсоглашение нужно внимательно изучить.
Договор на предмет его соответствия типовому (типовые договора утверждены по каждому виду услуг). Это касается и так называемых договоров присоединения (ЦО, вода горячая и холодная).
Если несоответствия в вашу пользу - молчим, если не в вашу - шумим и требуем изменений.
Помните, договор считается заключенным, только если стороны ДОСТИГЛИ соглашения по всем его существенным условиям (вот их то типовые договора и содержат, а плоды хитропопого юртворчества коммунальщиков - далеко не всегда).
Допсоглашения же нужно изучать на предмет того, чтобы чего лишнего туда втихаря не вписали.
Часто под соусом изменения тарифов или норм в досоглашении прячут всякую дрянь, типа договорного срока исковой давности в 5-10 лет или обязательной предоплаты. Если прозевать, потом будет трудно доказывать, что ты не рыжий.
3. Никогда, ничего не подписывайте "с рук", что бы вам там не рассказывали тетеньки в абонотделах или ходоки по квартирам.
Проект договора или допсоглашения, по вашему требованию, обязаны выдать вам для ознакомления. Вот берите и ознакамливайтесь - внимательно. Дьявол кроется в деталях.
Если есть подозрения что вас хотят, как бы помягче..., ну вы поняли, обратитесь к специалисту или сами поищите ответы в нормативке.
При этом, основная ошибка - устное обращение за консультацией в то предприятие, которое оказывает услугу. Если ужо обращаться, то только письменно, с регистрацией.
И ответ требовать письменный. Имеете законное право.
Если друзья, соседи и родня не специалисты в вопросах ЖКХ, использовать их в качестве бесплатной справочной так же не стоит. Лучше уж самому покорпеть или потратится на услуги специалиста.
Никто ведь не ходит к соседу-боксеру зубы лечить. Хотя всяко бывает Смайлик «smile»
4. С 1 июля 2015 года, "ЖЭКи" утрачивают монополию на оказание услуг по содержанию дома и придомовой территории, и перестают быть балансодержателями многоквартирных домов.
Новое законодательство наделяет жильцов - собственников квартир и нежилых помещений в таких домах правом самим выбирать "как жить дальше".
Создавать ОСМД (ОСББ) и хозяйствовать самим.
Нанимать управителя (предпринимателя или организацию)
Или ждать когда местная власть сама назначит управителя.
В общем времена наступаю "смутные". И как, всегда, кто-то захочет нажиться на доверчивости или незнании жильцов.
Придется быть ОЧЕНЬ внимательным к различного рода предложениям и документам требующим подписи. Это касается и создания ОСМД, и найма управителя, и даже управителя предоставленного местными властями.
Во всех случаях вам придется иметь дело с договорами и дополнениями к ним, а также, возможно, с учредительными документами. Будьте внимательны и придирчивы ко всему, что вам предложат подписать. Отыграть назад будет очень сложно, а порой и невозможно.
5. Договор - главный документ регулирующий отношения между вами и исполнителем услуг.
Условия договора, если они не противоречат действующему законодательству ОБЯЗАТЕЛЬНЫ к исполнению его сторонами.
То же относиться и к допсоглашениям, которые после подписания, становятся неотъемлемой частью договора и так же обязательны к исполнению сторонами.
Помните, законодательство ОБЯЗЫВАЕТ заключать "коммунальные" договора исключительно в письменном виде.
Заключение таких договоров ОБЯЗАТЕЛЬНО как для вас, так и для организации предоставляющей услуги. Любой отказ в заключении договора неправомерен.
Если в процессе предварительных переговоров с коммунальщиками вам не удалось достичь соглашения по существенным условиям договора, включая допсоглашения, то вы имеете право принять все законные меры для защиты своих интересов. Как в досудебном, так и в судебном порядках. Стоит иметь ввиду, что и противоположная сторона наделена такими же правами и время терять не будет.
Подводя итог "добрым советам", нужно заметить что конфликт интересов между потребителями услуг и их исполнителями, был, есть и будет.
Такова природа бизнеса, которым по сути и является предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Это значит, что не нужно ждать" когда само рассосется" и наедятся на "дядю".
Если есть проблема, ее нужно решать. Самому или привлекая специалистов. Но решать своевременно, пока ее не решили другие, но уже не в вашу пользу.
В противном случае "головная боль" и финансовые потери - гарантированны.