Я спросил, а вы кто, он сказал я - вот. И сел в кресло нового главы Укравтодора Александра Малина. Это был именно он. Он попросил принести ему наши наклейки. Я пообещал ему наш флажок. Когда мне давали слово, то, в отличие от УкрЯмы или Дорожного контроля, скромно назвали по имени отчеству, хотя на табличке моей было написано "Ненавижу автодор" )) Но это все шуточки.
А теперь серьезно. Малин сообщил, что УАД всего взял в кредит на строительство и ремонт дорог 37 млрд грн. Отмечу, что это 10% всего госбюджета. Таких долгов нет даже у наших госбанков. Около 4 млрд УАД должен подрядчикам. С некоторыми не рассчитывались годами. При том, что деньги УАД находились в так называемых защищенных статьях бюджета, они тратились не только на дороги. Из 16 млрд бюджета УАД на дороги остается от силы 2 млрд. Проще говоря, денег нет. Кажется, 8 млрд уходит на проценты. Последняя выплата составила 1,3 млрд, при этом из кредитных денег с 2012 года не дороги не было потрачено ни цента. Предвидятся ли какие-то деньги - неизвестно. Процент по кредитам Малин назвал немаленькими. В любом случае, мы теперь точно знаем, что Азаров, как премьер-министр, не просто преступник, а клинический экономический идиот. Денег не хватит даже на ремонт. А не хватит их еще и потому, что не существует методики оценки ямочного ремонта, как нет и стандартов габаритности и веса автомобилей (!) - то есть автоперевозчики не имеют стандарта, по которым они должны соблюдать весовые нормы - они предусмотрены только для дорог, например, 7 или 11 тонн на ось, а стоимость ремонта оценивается на глаз.
Малин также сообщил о грядущих переменах в управлении дорогами, но пока все в проекте. Из услышанного мною я не смог понять, что это даст. Например, ГАК "Автодороги Украины" будет существенно сокращено за счет своих областных филиалов, а их место займут частные компании. С учетом того, что по госзаказам с подрядчиками не рассчитываются, не знаю, кому это надо.
О концессиях. Я много раз слышал от специалистов, что для концессии загруженность дороги не должна быть меньше 10 тыс машин в сутки. Таких дорог в Украине почти нет. И, как сказал один из спецов УАД, ни один инвестор не согласится на параллельную бесплатную государственную дорогу. И я их понимаю. В общем, об этом лучше забыть.
Почему-то всплыл вопрос чистоты обочин. Мол, надо что-то с этим делать. Мое предложение было таким: прекратить штамповать знаки "Дякуємо за чисте узбіччя", а вместо них поставить урны, а поскольку их украдут, то есть еще один выход - чистить обочины. Ответ не помню.
Очень удивила новость о том, что количество инспекторов Укртрансинспекции вырастет втрое. Насколько я помню, в Украине всего 40 весовых комплексов из них только три - стационарные. Что будет делать эта армия инспекторов - я не очень понял. Но зато с коррупцией в инспекции будут бороться... премиальными за честность. Нет слов.
Забавно было слышать о том, что министр регионального развития Гройсман поручил УАД привлечь общественность. Это причина, почему я там оказался. Но дело в том, что участие общественности тоже какое-то загадочное. Нам показали схему контроля строительства и ремонта дорог - это вертикальная структура, в которой наверху УАД, затем служба автодорог области, инженер технадзора, подрядчики. В новой схеме рядом с инженером пририсовали общественность. Но структура осталась такой же вертикальной. Представьте, что вы стоите рядом с инженером и... и что? Ничего. Нет никакого регламента участия общественности и результат тоже будет нерегламентированным.
По поводу назначений в УАД из старой гвардии, в том числе и тех, "чьи руки ничого не крали", то "специалисты на дороге не валяются", таков был ответ. Никто, в общем, не признался в коррупции, все участники со стороны УАД говорили, что технологии есть, опыт есть, только денег нет. Это очень грустно. Говорить дальше было почти не о чем. Мое скромное замечание о том, что за коррупцию нужно наказывать, выслушали молча, склоня головы. Когда представитель Антикоррупционного комитета Тани Черновол, парень в байкерском жилете, пообещал прийти, вывести всех на чистую воду и накрыть тут все коррупционные схемы, у меня сжалось сердце. А мог бы и Сашка Билого достать из кобуры )))
Далее были выступления и дискуссии, которые я опишу в другой раз. Но сейчас я пришел к выводу, что Малину придется разгребать много. Сможет ли, захочет ли, я не знаю. Да и почему его назначили, кто он, я пока не знаю.
Завтра Малин встречается с УкрЯмой, чтобы составить на ее базе актуальную карту проблемных участков дорог. Как и когда общественность будет участвовать в работе УАД теперь? Предлагайте. Окошко немного приоткрылось.
Прямо сейчас я прошу помощи: подумайте, в каком виде УАД может выложить информацию о подрядчиках, что нужно указать, если это таблица - как назвать колонки, что там должно быть? В каком виде лучше подать информацию о текущих ремонтах и строительстве? Что мы хотим знать? Наши предложения я передам в соответствующий департамент УАД.
Что еще? Только предлагайте что-то приближенное к реальности.
Спасибо.