Рус Укр
ГоловнаБлогиОпределение исполнителя услуг по водоснабжению и водоотведению
Опитування всі опитування
ЩО ПЕРЕШКОДЖАЄ ВАМ ВЧАСНО СПЛАЧУВАТИ РАХУНКИ ЗА ПОСЛУГИ ЖКГ?
Занадто високі тарифи
Регулярне підвищення квартирної плати
Низька якість послуг або їх повна відсутність
Не дотримання виконавцями термінів з вивезення сміття
Бездіяльність ЖЕКу
Нічого, я завжди вчасно сплачую
Я не вважаю за потрібне платити за комунальні послуги

 







 

Определение исполнителя услуг по водоснабжению и водоотведению

9506
ОСМД, не имея ни лицензии на централизованное водоснабжение и водоотведение, не сможет обеспечить выполнения всех обязанностей, определенных в ч.2 ст.21 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах».

В соответствии с п.1.3 „Порядка определения исполнителя жилищно-коммунальных услуг в жилом фонде”, утвержденного приказом Госжилкоммунхоза Украины №60 от 25.04.2005, исполнителем жилищно-коммунальных услуг может быть субъект хозяйствования, предметом деятельности которогоявляется предоставление соответствующих жилищно-коммунальных услуг и который может обеспечить выполнение обязанностей, определенных в ч.2 ст.21 Закона Украины „О жилищно-коммунальных услугах”.

ОСМД не имея ни лицензии на централизованное водоснабжение и водоотведение (не предусмотрено Законом Украины „Об объединении совладельцев |сособственника| многоквартирного дома” и другими законами), ни лаборатории по проверке качества услуги, ни квалифицированного обслуживающего персонала (не предусмотрено Постановлением КМ Украины от 20.05.2009 г. № 529), не сможет обеспечить выполнения всех обязанностей, определенных в ч.2 ст.21 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах».
 
В соответствии с п.1.4 «Порядка определения исполнителя жилищно-коммунальных услуг в жилом фонде», утвержденного приказом Госжилкоммунхоза  Украины  №60 от 25.04.2005, исполнитель жилищно-коммунальных услуг определяется органами местного самоуправления, кроме случаев когда владелец|собственник| (владельцы|собственник|) жилых домов желает (желают) определить исполнителя жилищно-коммунальных услуг самостоятельно.
 
В связи с тем, что Типовым уставом ОСМД не предусмотрено предоставление  услуг по водоснабжению и водоотводению потребителям, объединение создано  с другой целью и  осуществляет другую уставную деятельность, ОСМД не может быть исполнителем жилищно-коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, общее собрание ОСМД должно определить исполнителем жилищно-коммунальной услуги по водоснабжению и водоотводу водоснабжающую организацию, в Днепропетровске - КП „Днепроводоканал”.
 
Решением сессии Днепропетровского городского совета от 14.09.11 г. № 26/15 «Об определении исполнителей жилищно-коммунальных услуг в жилом  фонде территориальной громады г. Днепропетровска», определено исполнителем жилищно-коммунальных услуг по централизованному холодному водоснабжению и водоотведению – Коммунальное предприятие «Днепроводоканал». С изменениями от 19.10.11г. № 29/16 - Про внесення змін до рішення мі-ської ради від 14.09.11 № 26/15 «Про визначення виконавців житлово-комунальних послуг у житловому фонді комунальної власності територіальної громади м. Дніпропетровська».
 
В п.4 этого Решения сказано: „Исполнителям жилищно-коммунальных услуг подготовить и заключить с потребителями договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством”.
 
В соответствии с ч. 3 в. 20 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах" потребитель обязан заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора. Форма и содержание Типового  договора утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 г. № 630.
 
Законом Украины "О жилищно-коммунальных услугах" (раздел VI) определен порядок заключения договоров в сфере жилищно-коммунальных услуг, а именно статьей 26 четко установлены существенные условия договора между исполнителем/производителем и потребителем, то есть Законом первоочередно обусловливаются стороны договора: исполнитель/производитель услуг  и потребитель.
 
Эти  термины определяются  статьей 1 данного Закона, а именно:
 
исполнитель - субъект хозяйствования, предметом деятельности которого является предоставление жилищно-коммунальной услуги потребителю в соответствии с условиями договора;
 
производитель - субъект хозяйствования, который производит или создает жилищно-коммунальные| услуги;
 
потребитель - физическое или юридическое лицо, которое получает или намеревается получить жилищно-коммунальную услугу;
 
владелец (собственник) помещения, дома, сооружения, жилого комплекса или комплекса домов и сооружений (дальше - владелец) - физическое или юридическое лицо, которому принадлежит право владения, использовании, и распоряжения помещением, домом, сооружением, жилым комплексом или комплексом домов и сооружений, зарегистрированное согласно установленному законом порядку.
 
При этом Типовым договором о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 21.06.2005 № 630 (услуги по централизованному отоплению и водоснабжению), четко определео, что владелец|собственник| помещения (только физическое лицо) одновременно является потребителем услуг.
 
По определению в проектах Договоров, предлагаемых ОСМД/ЖСК к заключению КП «Днепроводоканал», ОСМД/ЖСК является Абонентом (тождественный термин – потребитель), то есть, должно быть потребителем услуг по водоснабжению и водоотведению.
 
В соответствии со ст.1 Закона Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» потребитель питьевой воды - юридическое или физическое лицо, которое использует питьевую воду для обеспечения физиологичных, санитарно-гигиенических, бытовых и хозяйственных потребностей.
 
Статья 1 Закона Украины “О жилищно-коммунальных услугах” дает определение потребителя как  физического или юридического лица, которое получает или намеревается получить жилищно-коммунальную услугу (к которым, в частности, относится и услуга по водоснабжению и водоотведению). Следовательно, по содержанию указанных норм, потребителем является лицо, которое непосредственно использует воду и водоотведение, поставленную КП «Днепроводоканал». В понимании этих статей, ОСМД/ЖСК не может быть абонентом услуги по водоснабжению и водоотведению, поскольку непосредственно указанную воду не потребляет и водоотведение (сброс использованных стоков к канализационным сетям) не использует. Таким образом ОСМД/ЖСК не может выступать как «Абонент», который потребляет жилищно-коммунальную услугу по водоснабжению и водоотведению.
 
ОСМД/ЖСК является коллективным выразителем потребностей населения - отдельных граждан, которые проживают в многоквартирном доме, ОСМД/ЖСК имеет неприбыльный статус и не предоставляет услугу по водоснабжению и водоотведению своим членам, а выполняет|исполняет| предусмотренные Законом и уставом обязанности. ОСМД/ЖСК не может быть абонентом, а его члены - субпотребителями этой услуги.
 
В водоснабжении и водоотведении нуждается не ОСМД/ЖСК, как юридическое лицо, а жители (отдельные граждане), которые и используют воду для обеспечения  своих физиологичных, санитарно-гигиенических, бытовых и хозяйственных потребностей собственного жилья и мест общего пользования, которые являются общей собственностью владельцев квартир, а не собственностью ОСМД/ЖСК. Потребителями являются жители квартир (отдельные граждане), а не ОСМД/ЖСК как юридическое лицо.
 
В соответствии с п.7 ст.179 ГК Украины, хозяйственные договоры заключаются по правилам, установленным Гражданским кодексом Украины с учетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом, другими нормативно правовыми актами по отдельным видам договоров.
 
Согласно п.3 ст.179 ГК Украины, заключение хозяйственного договора является обязательным лишь  для сторон, если он основан на государственном заказе, выполнение которого  является обязанностью для субъекта хозяйствования  в случаях, предусмотренных законом, или существует прямое указание закона относительно обязательности заключения договора для определенных категорий субъектов хозяйствования или органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом, при заключении хозяйственных договоров, в соответствии с п.4 этой нормы, содержание договора определяется на основе, в частности: свободного волеизъявления, когда стороны имеют право согласовывать по своему усмотрению любые условия договора, которые не противоречат законодательству; типового договора, утвержденного Кабинетом Министров Украины, в случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороны не могут отступать от содержания типового  договора, но имеют право конкретизировать его условия.
 
Централизованное снабжение  холодной водой и водоотведение, по содержанию ст.1, п.1ч.1 ст.13 Закона Украины “О жилищно-коммунальных услугах” является  одним из видов коммунальных услуг.
 
В силу ч.1 ст.19 Закона Украины “О жилищно-коммунальных услугах”, отношения между участниками договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных принципах.
 
В соответствии с  ч.1 ст.29 Закона Украины “О жилищно-коммунальных услугах”, договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме заключается между владельцем квартиры, арендатором или квартиросъемщиком, и балансодержателем или уполномоченным им лицом.
 
По содержанию ст.1 Закону Украины “О жилищно-коммунальных услугах”, балансодержатель является владельцем или юридическим лицом, которое  по договору с владельцем содержит на балансе соответствующее имущество, а также ведет бухгалтерскую, статистическую и другую предусмотренную законодательством отчетность, осуществляет  расчеты средств,  необходимых для своевременного проведения капитального и текущего ремонтов и содержания, а также обеспечивает управление этим имуществом и несет ответственность за его эксплуатацию по закону.
 
ОСМД/ЖСК, не может быть  балансодержателем жилого дома, т.к. ему владельцы квартир не передавали и, вероятно, не передадут на баланс свое имущество и его часть, которая находится в общей собственности (вспомогательные помещения, техническое оборудование, элементы внешнего благоустройства, которые принадлежат владельцам квартир в соответствии со ст.10 Закона Украины „О приватизации государственного жилого фонда”).
 
Таким образом, в соответствии со ст. 29 Закона Украины “О жилищно-коммунальных услугах”, ОСМД/ЖСК  является лицом, с которым потребители теоретически, в данном случае владельцы|собственник| квартир, могут заключить соответствующие договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
 
При этом, ч.2 этой нормы определенно, что, в случае, если балансодержатель не является исполнителем, он заключает договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг с другим исполнителем.
 
Исполнителем, согласно ст.1 Закону Украины “О жилищно-коммунальных услугах”, есть субъект хозяйствования, предметом деятельности которого является предоставление жилищно-коммунальной услуги потребителю в соответствии с  условиями договора.
 
Предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению не является предметом деятельности ОСМД/ЖСК и оно не может предоставлять такие услуги.
 
Таким образом, в силу  ч.2 ст.29 Закона Украины “О жилищно-коммунальных услугах”, ОСМД может заключить соответствующий договор с исполнителем. Вместе с тем, отмеченная норма не определяет это обязанностью ОСМД или ЖСК.
 
По содержанию п.1 ч.3 ст.20 Закона Украины “О жилищно-коммунальных услугах”, потребитель обязан заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типовоого договора.
 
В соответствии с  п.3 ч.2 ст.21 Закона, исполнитель обязан  подготовить и заключить с потребителем договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с определением ответственности за соблюдение условий его выполнения согласно типовому  договору.
 
Одновременно, п.4 ст.19 Закона Украины “О жилищно-коммунальных услугах”, определенно, что балансодержатель является особенным участником отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг, который в зависимости от гражданско-правовых соглашений может быть потребителем, исполнителем или производителем.
 
Частью 2 ст.67 Хозяйственного Кодекса Украины определенно, что предприятия свободны в выборе предмета договора, определении обязательств, других условий хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Украины.
 
В силу ст.627 Гражданского Кодекса Украины, стороны, является свободными в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора, с учетом требований  Гражданского Кодекса Украины, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований| разумности и справедливости.
 
Следовательно,  принудительное заключение договора между ОСМД  и КП „Днепроводоканал” будет нарушением действующего законодательства Украины.
 
Анализируя проект Договора на предоставление услуг водоснабжения и водоотводению, предлагаемый КП «Днепроводоканал» для заключения с ОСМД/ЖСК, можно сделать вывод, что некоторые  его положения полностью не отвечают действующему законодательству и нормативно правовым актам Украины в сфере предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению населению.
 
Так,  Договор  нарушает  нормы „Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению  холодной и горячей воды и водоотведению”, утвержденным Постановлением КМ Украины, от 21.07.2005 г. № 630, в котором предусмотрен порядок расчета с населением при отсутствии счетчика.
 
В Акте разграничения балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей (Дополнение к  Договору) нарушены требования п.1.7 и п.1.9 „Правил пользования  системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Украины”, утвержденных Приказом Минжилкоммунхоза от 27.06.2008. № 190, где указано, что распределительные сети холодного водоснабжения к внешнему  срезу зданий эксплуатируют производители, а границей уличной сети водоотвода, которую  обслуживает производитель, является первый от дома колодец включительно.
 
Следовательно,  ОСМД, именуемое  в проекте Договора „Абонент”, не может быть надлежащей  стороной предложенного к  заключению Договора, который представляется одним из существенных условий заключения договора в определении ст.26 Закона Украины „О жилищно-коммунальных услугах”. Таким образом, единственными  надлежащим  исполнителем жилищно-коммунальных услуг по централизованному холодному водоснабжению и водоотводу является КП „Днепроводоканал”, а потребителями этих услуг являются жильцы дома (владельцы|собственник|, наниматели, арендаторы квартир).
 
Поскольку ГКПП «Днепроводоканал» является природным монополистом по определению ст.5 Закона Украины «О естественных|природных| монополиях», а потребители из  другого источника  получать воду не могут, и при этом желают, на основании вышеприведенных нормативно правовых актов получить лицевой счет, зарегистрировать счетчики и продолжать получать воду и пользоваться водоотводом. Это право каждого человека закреплено ст.19 и другими статьями Конституции Украины.
 
В соответствии со ст.19 Конституцией Украины правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.
 
Таким образом, в соответствии с  пунктом 5, части 32 «Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведению», утвержденным постановлением КМ Украины от 21.07.2005р. № 630, исполнитель – КП «Днепроводоканал» обязан обеспечивать по заявлению потребителя, в том числе проживающего в доме ОСМД, взятие на абонентский учет квартирных средств учета.
Катерина Чижик
 
Коментарі (5)
Sergiy
18 Березня 2013 p. 17:11
Вивчайте матеріально - технічну базу.Послуги з Ц.В та послуги з Ц.П. холодної та гарячої води яу кажуть в Одесі- дві різні речі.ОСББ має найняти управитея або водосервісну компанію.Або орган влади місцевої їм запропонувати виконавця.Враховуючи що вода не визначена товаром та в законі споживач послуг з Ц.В. в окремих квартирах відсутній. Необхідно створити нормативно правову базу для взаємовідносин монополистів з окремими квартирами з врахуванням антимонопольного законодавства та ринкових умов. В Нацплані дій на 2013 рік передбачені перші кроки щодо гарячої води.
Иван Смольный
19 Березня 2013 p. 01:43
Ваш посыл - "В соответствии с ч.1 ст.29 Закона Украины “О жилищно-коммунальных услугах”, договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме заключается между владельцем квартиры, арендатором или квартиросъемщиком, и балансодержателем или уполномоченным им лицом." вступает в противоречие с ваши же посылом - "Таким образом, единственными надлежащим исполнителем жилищно-коммунальных услуг по централизованному холодному водоснабжению и водоотводу является КП „Днепроводоканал”,..." С каких пор последний является балансодержателем или уполномоченным им лицом?! Днепроводоканал такой же ненадлежащий исполнитель Ж/К услуг как ОСМД и ЖСК (если не обслуговуючий ЖСК - тут имеет место некоторая колизия). Последние действительно не являются хозяйствующими субъектами (что неоднократно разъяснялось регулятором в подметных письмах). Днепроводоканал незаконно вызнаний виконавцем, и незаконно заключает договора с потребителями комуслуг. Отака селява! Бай.
Sergiy
19 Березня 2013 p. 10:28
ТА невже? Водопостачання регулюється законом ,,Про питну воду....,,. Рекомендую причитати визначений законом перелік споживачів питної води.Вивчайте матеріально - технічну базу!!!!
Иван Смольный
20 Березня 2013 p. 18:18
Ух ты! А я и не знал что такой НПА есть. Ура. Ура. Ознакомился! Низко кланяюсь и рассыпаюсь в благодарностях.Да вот неувязочка маленькая: "Стаття 19. Надання послуг з питного водопостачання (которую Вы обозвали переліком) Послуги з питного водопостачання надаються споживачам підприємством питного водопостачання на підставі договору з: підприємствами, установами, організаціями, що безпосередньо користуються централізованим питним водопостачанням; підприємствами, установами або організаціями, у повному господарському віданні або оперативному управлінні яких перебуває житловий фонд і до обов'язків яких належить надання споживачам послуг з питного водопостачання та водовідведення; об'єднаннями співвласників багатоквартирних будинків, житлово-будівельними кооперативами та іншими об'єднаннями власників житла, яким передано право управління багатоквартирними будинками та забезпечення надання послуг з водопостачання та водовідведення на підставі укладених ними договорів; власниками будинків, що перебувають у приватній власності. Договір про надання послуг з питного водопостачання укладається безпосередньо між підприємством питного водопостачання або уповноваженою ним юридичною чи фізичною особою і споживачем, визначеним у частині першій цієї статті. Порядок надання споживачам послуг з питного водопостачання встановлюється центральним органом виконавчої влади, що забезпечує формування державної політики у сфері житлово-комунального господарства. { Частина третя статті 19 із змінами, внесеними згідно із Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) від 16.10.2012 } Увы. Увы. Нетути в ст. 19 споживачів з бугатоквартирного будинку. А о них и шла речь в моем коменте. Забыли наверное про них в ст. 19 упомянуть. А вот в ЗУ "Про житлово-комунальні послуги" в ст. 29,не забыли, про особенности таких потребителей. А также не забыли про значительно более широкие суттєві умови при укладанні договорів. И в 630 не забыли и в типовом договоре не забыли. Посему - учите нормативку. Может с матчастью у Вас и хорошо, а нормативкой не очень.
Sergiy
22 Березня 2013 p. 09:31
Як кажуть в Одесі,,дві великі різниці,,централізоване питне водопостачання і послуги централізованого постачання холодної та гарячої води.,,Пилите гирю Шура, пилите,,