Будучи человеком, много лет находящимся в теме взаимоотношений потребитель - исполнитель ЖК услуг, и вполне успешно попеременно действующий в интересах то одних, то других (наемник он и в ЖКХ консалтинге - наемник, кто платит тот и получает), я не мог не поинтересоваться, а что же за "Большую Берту" супротив должников собираются выкатить коммунальщики.
"Бертой" оказалась хоть и большая, но старая, потасканная и вороватая, подверженная климактерическому синдрому -украинская Фемида.
Почему, на её увядшие прелести, вдруг так возбудились вроде как не склонные к геронтофилии молодые и сильные мужики, пришедшие к руководству предприятиями ЖКХ города -непонятно.
Вполне возможно, что причина - кричащий мейк-ап + обманчивая доступность, в совокупности с отсутствием опыта работы с ЖКХ людей, стоящих за их спинами и толкающих оных в объятия старой шлюхи, с которой, окромя триппера, ничего не поимеешь.
Ну, пожалуй прекращу ехидничать и перейду к конкретике.)
Господа-товарищи большие начальники.
Не смешите мои седины) Все это уже было не раз.
Попытки проведения супперкомпаний по жаханию должников, и понуждению всех супостатов к исполнению их гражданско-правовых обязательств в судебном порядке, только при Ване Фонтане, осуществлялись раз десять. И шо?
А ничего, шуму много, а на выходе здоровенный ПШИК.
С каждой такой компанией пшик был все больше, а народ все резистентнее, шо тот микроб к антибиотику.)
И это проблема более в плоскости судебной системы, чем ЖКХ которое, вполне законно и правильно пыталось использовать инструменты защиты своих интересов предоставленные ЗУ.
Попробую коротко обрисовать основные "почему плохо получается" и почему судебное преследование задолжников по ЖК услугам - "последний аргумент королей".
1. Качественно подготовить большое количество "заяв про видачу судового наказу" (наказне провадження) будет сложно, особенно в свете прошедших сокращений и дороговизны (689 грн. судсбора+канцелярские+ человекочасы). На вскидку в 700 грн. подача заявы ляжет. А теперь умножим количество только крупных должников (а их тысячи) и получим миллионные вложения в непредсказуемый результат (типа венчурная инвестиция).
А если на аутсорсинг отдать, то будет дороже т.к. через него еще и откатить попытаются (не утверждаю что везде) но случаи имеют место. Кое где 40 грн. за одну простую пугалку платили - бумажку А4 со страшным текстом, разшареную на ризо в десятках тысяч экз.
2. Суды не смогут обработать вал заяв (ранее брали макс 400-500 заяв/мес на один суд, а нужно раз в пять больше, да и суды тогда работали на автомате по справкам ЖЭКа).
Теперь, по каждой заяве, суд должен обращаться МСУ за инфой об месте регистрации ответчика, для определения подсудности. А иначе - грубое нарушение процессуальных норм и телега на судью в ВККСУ(уже боятся).
Соответственно, судейские будут придираться ко всему чему только можно, что бы не принимать заявы.
МСУ также не в состоянии будут обработать лавину обращения судов (персонал под другое заточен).
Но, даже вовремя получив из МСУ сведения, дальше, суд должен подготовить и выдать судовый наказ (я не говорю уже про проведение заседания) сформировать и отправить его копию+ дополнения ответчику.
Суды просто захлебнутся в бюрократии и процессуальных сроках, и начнут халтурить по полной. Лепить под копирку кривые наказы, нарушать сроки, не отправлять их, отдавать в разноску представителям стягувача и тп. Что и так имеет место.
Даже хорошо подготовленные и без нарушений направленные наказы "скасовуются на раз-два" (во всяком случае у меня результат по скасуванням 100%), а та халтура которая повалит, будет щелкаться как семечки. Щелк и наказ скасован, а 700 грн. стягувача испарились.)
3. Да, потом можно будет обратится в суд уже в позовном порядке. Но, там уже все сложнее. Доказательная база, заседания, соревновательность сторон и пр.пр. )))
А сколько там левака в у тепловиков и водников начисленно! Немеряно! И по живым потребителям и по мертвым, и по квартирам без ЦО и ГВС. Все полезет из справок, выписок, архивов счетчиков, журналов котельных и ТРП, ...
Хотя, пока еще, судебная практика и не на стороне потребителя, а со стороны представителей ЖКХ звучат заявления типа - "Да у нас в судах все схвачено и договорено". А оно где так и есть. Получить решение про стягнення будет не просто, особенно если потребитель не будет пассивен в защите.
4. Но, даже выиграв суд или суды всех инстанций, не значит что решение суда будет исполнено. ДВС и ранее не напрягалось по таким делам, а теперь, когда реформируется им вообще пофиг.
Пострадать могут только имеющие официальные доходы и недальновидные, вовремя не обеспечившие себе "босо-голость"
И то. Если с наскока у ДВС не получится, пиши пропало. Вместе с 1378 грн. сбора (позовне провадження) и другими затратами.
А если даже появится, анонсированный институт приватных исполнителей, то не факт, что они будут браться за такую мелочь. Тем более, что работать будут под лицензией, и те нарушения ЗУ которые может себе позволить ДВС, для них чревато потерей лицензии или финансов.
Соответственно, как на Фемиду не "залазь" радости никакой - бревно, оно и ест бревно, только на деньги попадешь.
Резюмируя.
Вместо того, что бы работать с потребителем-должником в досудебном порядке (что очень эффективно, при правильном подходе) ставка делается на судебные инструменты и принудительные методы.
Затратные и малоэффективные в нонишней ситуации.
Причина проста, к управлению пришли новые люди, из бизнеса, пытающиеся старыми методами (для них - "космонавтов" они то новые) получить результат. А советы им дают некомпетентные профазёры из расплодившихся ГО, далекие как от ЖКХ так и от потребителя. Печалька однако.
Так что, касаемо "сюрпрайза" и так желаемого, большого, платежно-денежного бада-бум. То Увы Вам.
Не выйдет уважаемые, не тужьтесь зазря, гемор получите.
Сколько старую кобылу Фемиду не понукай, быстрее не побежит, а сколько не топчи не понесет.
А с народом нужно сначала пряником, а уж потом плетью.