Рус Укр
ГоловнаБлогиМое мнение о законопроекте 2966
Опитування всі опитування
ЩО ПЕРЕШКОДЖАЄ ВАМ ВЧАСНО СПЛАЧУВАТИ РАХУНКИ ЗА ПОСЛУГИ ЖКГ?
Занадто високі тарифи
Регулярне підвищення квартирної плати
Низька якість послуг або їх повна відсутність
Не дотримання виконавцями термінів з вивезення сміття
Бездіяльність ЖЕКу
Нічого, я завжди вчасно сплачую
Я не вважаю за потрібне платити за комунальні послуги


УК  NEW Роз'яснення, щодо розрахунку розміру житлової субсидії

УК  NEW Житлова субсидія: хто має право на її отримання

УК  При призначенні субсидії враховуються доходи подружжя, незалежно від їх реєстрації

УК   Категорії громадян, які втратили право на отримання субсидії

УК  П'ять основних питань та відповідей про субсидію на оплату ЖКП

 



 

 



 

 

 

Мое мнение о законопроекте 2966

4063
03 июня в Комитете ВРУ по вопросам топливно-энергетического комплекса рассматривались проекты законов о НКРЭКУ.

 У меня, как энергетика с 40-летним стажем, имевшем честь руководить одной из самых крупных энергетических компаний в Украине более 10 лет, работать Министром энергетики в трех правительствах, принятое решение в Комитете Верховного Совета по вопросам топливно-энергетического комплекса вызвало чувство тревоги и обеспокоенности за саму отрасль и прежде всего за интересы потребителя. 

Для справки:
Национальная комиссия регулирует как всю экономическую деятельность, так и выполнение условий лицензирования предприятий естественных монополий электро-, тепло-, водо-, газообеспечения и водоотведения граждан Украины и субъектов хозяйственной деятельности. Годовой оборот финансовых средств деятельности этих предприятий составляет более 250 млрд гривен. При том, что общий фонд государственного бюджета Украины составляет 450 млрд гривен. Таким образом Национальная комиссия регулирует объем средств, который составляет более 55% от общего фонда государственного бюджета. 

Мировая практика предусматривает следующие основные задачи деятельности регулирующих комиссий: защита потребителей от злоупотребления предприятиями монопольного положения, то есть обеспечение прозрачных экономически обоснованных тарифов, обеспечение надёжными качественными услугами и обеспечение технического развития предприятий. Эти задачи выполнимы только при обеспечении эффективной и максимальной работы регулирующей комиссии, а также при максимальной независимости комиссии от государственных органов власти и влияния политических партий, движений и финансово-промышленных групп. 

Проголосованный комитетом для внесения на рассмотрение Верховного Совета проект закона, подготовленный Кабинетом Министров, предусматривает формирование и назначение членов комиссии Президентом Украины, по представлению конкурсной комиссии, которая формируется Президентом, Главой ВР, Кабмином и Министром, отсутствие необходимых требований квалификации и работы лиц, которые могут быть назначены челнами регулятора, возможности принятия решений регулятором без обнародования этих решений, без публикаций принятых нормативно-правовых актов, возможность назначения членов Комиссии без опыта работы в отрасли и целый ряд других сомнительных положений. 

Даже на момент создания комиссии по регулированию в энергетике в 1994 г. руководители молодой независимой Украины, бывшие партийные деятели, воспитанные в советской авторитарной системе, закладывали намного большую прозрачность, независимость, профессионализм с целью защиты интересов прежде всего потребителей и обеспечения развития отрасли. 

Все последующие нормативные документы страны, которые принимались все более демократичным руководством страны, а именно, Администрацией Президента, Кабинетом министров, регламентирующие работы комиссии нивелировали все более нивелировали независимость деятельности комиссии. И деятельность комиссии ориентировалась больше на защиту интересов правящей власти на тот момент политических партий или финансово-промышленных групп. 

Рекомендованный для ВР документ - законопроект № 2966 обеспечивает абсолютно полное и прямое подчинение деятельности комиссии высшим органам государственной власти, и ни о какой независимой регулирующей комиссии не может идти речь. Также вызывает явное непонимание спешка народных депутатов с принятием указанного законопроекта и полное игнорирование замечаний и возражений членов фракции «Самопомич».

Учитывая то, что деятельность природных монополий касается нашей жизнь практически каждую секунду, я хочу обратиться ко всем Вам о максимальной поддержке и распространении моего обращения для того, чтобы оно дошло до каждого депутата. Я считаю, что данный законопроект нуждается в тщательной доработке.

Уважаемые народные депутаты! Перед голосованием за этот законопроект, внимательно изучите каждый параграф и пункт этого законопроекта и осознано принимайте решение поддерживать его или нет

У меня нет сомнения, что избиратели будут во многом оценивать деятельность как каждого депутата, так и политический фракции ВР 8-го созыва по тому, как они проголосуют за этот законопроект: за или против. Еще раз хочу подчеркнуть: деятельность предприятий, которые обеспечивают как качество жизни граждан Украины, так и состояние экономики, регулируется Национальной комиссией по регулированию энергетики и коммунальных услуг. Примите для себя правильное осознанное решение. 

В дополнение хочу представить Вам короткий юридический анализ основных проблем законопроекта №2966 :

1. Установление за Президентом Украины полномочий, которые не предусмотрены Конституцией Украины. В частности законопроект предлагает наделить Президента Украины полномочиями назначать на должности и увольнять с должностей членов регулятора. 21 февраля 2014 года Верховной Радой был принят Закон Украины «О возобновлении действия отдельных положений Конституции Украины», который восстановил действие отдельных норм Конституции Украины 2004 года, ранее прекращенных Януковичем. В частности были прекращены полномочия Президента по созданию, реорганизации и ликвидации центральных органов исполнительной власти, в том числе национальных комиссий регулирования природных монополий. Указанные полномочия Конституцией были прямо переданы Кабинету Министров Украины. Кроме этого, в 2008 году между Президентом Украины и КМУ уже был спор по поводу указанных полномочий. Конституционный суд Украины 8 июля 2018 года вынес окончательное решение по делу №14-рп/2008, согласно которому признал неконституционным положения законов Украины относительно наделения Президента полномочиями создания и ликвидации национальных комиссий регулирования природных монополий, утверждения их положений, а также назначения и прекращения полномочий глав и членов национальных комиссий регулирования природных монополий. 

Не изменяя нормы Конституции Украины решения народных депутатов носят явно неконституционных характер и создают прецедент для повторного обращения в Конституционный суд Украины, последствием которого будет признание отдельных норм законопроекта № 2966 – неконституционными и как следствие, прекращение нормального функционирования регулятора. Кому это нужно – только врагам Украины.

2. Непрозрачная процедура создания и функционирования Конкурсной комиссии. Конкурсная комиссия создается в составе 5 членов и состоит из двух представителей, назначаемых Президентом Украины, из двух представителей назначаемых Верховной Радой по представлению Председателя Верховной Рады и Министра угольной промышленности и энергетики. Понимая сегодняшнюю ситуацию с лицами, которые занимают указанные посты – можно сделать вывод о том, что большинство в указанной конкурсной комиссии получит Президент Украины. Таким образом функционирование конкурсной комиссии будет прямо зависеть от решения Президента Украины. Законопроект, который разрабатывался группой экспертов при КМУ, включал нормы о равном представительстве в составе конкурсной комиссии экспертов от Президента, КМУ и Верховной Рады, а также включал по два эксперта от Европейского Энергетического Сообщества и Общественного совета при Регуляторе.

3. Четко не определен статус регулятора. Так законопроект предлагает определить его статус как постоянно действующий независимый государственный коллегиальный орган. Однако действующая система органов исполнительной власти не предусматривает наличие таких государственных образований.

4. Отсутствие необходимых требований для квалификации и опыта работы лиц, которые могут быть назначены членами регулятора. Существующие в проекте нормы скорее всего направлены на сохранение действующими членами НКРЭКП своих «кресел», а также предоставит возможность формировать состав регулятора по принципу кумовства, родства и преданности лицам, от которых зависит назначение на должность. В частности об этом свидетельствуют нормы, о проведении ротации действующих членов Комиссии и избрания ее главы не ранее 2020 года.

5. Предоставление возможность принятия будущим регулятором решений не только без какого-либо обнародования проектов таких решений, но даже без регистрации и публикации принятых нормативно-правовых актов. Это в корне противоречит принципу открытости и прозрачности деятельности органов власти и способствует принятию кулуарных решений. Так законопроект предусматривает возможности проведение открытых и закрытых слушаний, при этом указывается, что открытые слушания проводятся исключительно по вопросам, которые имеют важное общественное значение. При этом, никаких пояснений кто устанавливает критерий важного общественного значения и про каким основаниям – законопроект умалчивает.

6. Вводятся ограничения для субъектов хозяйствования в возможности обжалования решений регулятора как подведомственностью таких дел (законопроект предоставляет возможность обжаловать решения регулятора исключительно в суд, что исключает возможность обжаловать действия и решения регулятора в Антимонопольный комитет), так и сроками на обжалование (устанавливается месячный срок для обжалования, в то время как сейчас применяется общая норма – обжалование в течение шести месяцев).

7. Законопроект содержит множество полномочий и прав регулятора, которые фактически уже предусмотрены в действующих специальных законах («О природных монополиях», «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении», «Об основах функционирования рынка природного газа», «О жилищно-коммунальных услугах», «О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерацию)», «О ценах и ценообразовании», «О лицензировании», «Об основах государственной регуляторной политике в сфере хозяйственной деятельности», «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг»). При этом ранее, по общему решению экспертов, указанные нормы не должны дублироваться в данном законопроекте. 
Законопроект 2966 содержит ряд существенных недостатков, которые не только не способствуют прозрачности осуществлению будущим регулятором своих полномочий, но и загоняют сферу энергетики и коммунальных услуг в «глухой угол», что в общем противоречит интересам Украины в вопросе интеграции в Энергетическое Сообщество и не способствует привлечению инвестиций в указанные отрасли.

Іван Плачков
 
Коментарі (0)
Блоги