Рус Укр
ГоловнаБлогиКиев – униженный и оскорбленный
Опитування всі опитування
ЩО ПЕРЕШКОДЖАЄ ВАМ ВЧАСНО СПЛАЧУВАТИ РАХУНКИ ЗА ПОСЛУГИ ЖКГ?
Занадто високі тарифи
Регулярне підвищення квартирної плати
Низька якість послуг або їх повна відсутність
Не дотримання виконавцями термінів з вивезення сміття
Бездіяльність ЖЕКу
Нічого, я завжди вчасно сплачую
Я не вважаю за потрібне платити за комунальні послуги


УК  NEW Роз'яснення, щодо розрахунку розміру житлової субсидії

УК  NEW Житлова субсидія: хто має право на її отримання

УК  При призначенні субсидії враховуються доходи подружжя, незалежно від їх реєстрації

УК   Категорії громадян, які втратили право на отримання субсидії

УК  П'ять основних питань та відповідей про субсидію на оплату ЖКП

 



 

 



 

 

 

Киев – униженный и оскорбленный

3039
Киевлянам, спустя 520 лет после обретения их Киевом Магдебургского права (по сути, права на местное самоуправление) снова приходится бороться за право самим определять, как жить в родном городе.
«Всякому городу нрав і права». Григорию Сковороде не приходило в голову ставить под сомнение правильность этого утверждения. Наоборот, оно стало первой строкой одного из его наиболее известных произведений. Нрав разный, потому что города разные, разная география, история, национальный состав, и в конечном итоге – разное местное население. А права – это must be, на то и вольный город.
 
Вот только киевлянам, спустя 520 лет после обретения их Киевом Магдебургского права (по сути, права на местное самоуправление) снова приходится бороться за право самим определять, как жить в родном городе.
 
Да, Город и сейчас, как у Булгакова: «Весной зацветают  белым цветом сады, одевается в зелень Царский сад, солнце ломится во все окна, зажигает в них пожары. А Днепр! А закаты! А Выдубицкий монастырь на склонах!  Зеленое море уступами сбегало к разноцветному ласковому Днепру. Черно-синие густые ночи над водой, электрический крест Св. Владимира, висящий в высоте».
 
Но нет в Украине более униженного и оскорбленного города, чем Киев. Парадокс, нашему Городу, в свое время сохранявшему Магдебургское право дольше, чем какой-либо другой город Российской империи – до 1835 года – при независимой Украине так и не дали подняться с колен. Потому что это никому из властьимущих было не нужно, потому как невыгодно. Каждый властитель, имевший резиденцию в том или ином городе (соответственно, в столице), во все времена выстраивал те или иные отношения с местным населением. Кто-то устраивал террор и жил взаперти, кто-то был народным любимцем и запросто ходил по базару с минимальной охраной, уважая «нрав и права».
 
А независимые президенты независимой Украины (по крайней мере, два последних из них) выбрали тактику игнорирования факта существования киевлян и урезания прав местного самоуправления. Так же, как европейские политики называют Украину мостом между Западом и Востоком, Киев вдруг оказался перекрестком между Днепропетровском, Донецком и Львовом. Причем не центром притяжения и «собирания земель», а именно путями миграции принадлежащих к правящим кланам чиновников-бизнесменов. Но на мостах и перекрестках нет коренных жителей, там транзит. А в Киеве – есть.
 
И тем не менее, здесь оседают (если не уезжают в дальнее зарубежье) депутаты всех созывов, министры-замминистры всех правительств – почему-то их совершенно не тянет на малую родину. Здесь за счет трудовых мигрантов колоссальная нагрузка на социальную инфраструктуру, которую никто не компенсирует. Здесь много лет нет законно избранных мэра и депутатов Киевсовета. СМИ метко окрестили «гауляйтерами» (политическими «смотрящими») всех последних градоначальников, которые были назначены центральной властью, а не избраны киевлянами. Здесь по решению «верхов» не работает специально принятый, хотя и не совершенный, но закрепляющий особый статус Киева Закон «О столице». Урбанистическая культура деградирует, исторический центр разрушается, и события последнего полугода угрожают окончательно его уничтожить.
 
Некоторым даже кажется, что здесь вообще нет коренного населения – как например, мэру Львова Садовому, который на волне революционного энтузиазма решил разобраться с проблемами Киева, а не, скажем, Львовской области (почему бы не область, если во Львове все проблемы решены?). Поход его «Самопомощи» (название которой хочется прочесть то ли как «Садопомощь», то ли как «Самонемощь») – такое же возмутительное вмешательство во внутренние дела территориальной громады Киева, как и вмешательство России во внутренние дела Украины. 
 
Потому что так удобнее и безопаснее. Могут ли восстать киевляне, которых лишили права управлять своим Городом? Общность которых размыли еще после войны. «До войны в Киеве было 900 тысяч населения. К концу немецкой оккупации в нем оставалось 180 тысяч, то есть меньше, чем лежало мертвых в одном только Бабьем Яре. За время оккупации был убит каждый третий житель Киева, но если прибавить умерших от голода, не вернувшихся из Германии и т. п., то получится, что погиб каждый второй» (Анатолий Кузнецов. «Бабий Яр»). А вскоре после войны вдруг оказалось, что киевлян опять больше миллиона.
 
Теперь упорно навязывают люмпенский мем – «Вы тянете соки из Украины, жируете, терпите». Не спорю, столица объективно привлекает пассионариев изо всех областей. Но приезжая в чужую страну, любой кандидат на жительство начинает с изучения местных «нравов», а не кладет ноги на стол в горнице. А Киев по численности – это две третьих небольшой европейской страны. И факт того, что миграция внутренняя, а не международная, не означает, что на правила уважительной адаптации к местной культуре и на особенности организации городской среды кто-то имеет право наплевать. Например, разрушив смотровую площадку у Мариинского дворца или изувечив «вертолетной» площадкой Парковую аллею, или снеся исторический дом архитектора Казанского на Подоле.
 
Да, Киев как столица объективно не может оставаться тихим и уютным Городом – таким, каким он был во времена СССР: третьим по значимости «городом-курортом» (так его в 1985-м назвал Горбачев, а в 1986 году случился Чернобыль…). Но это не означает, что он должен превратиться в послечернобыльский Славутич, где каждая советская республика строила свой микрорайон в своем стиле.
 
Киев имеет право на уважение, а не унижение. Для того, чтобы Киев остался Киевом, и Украина им могла гордиться, Город должен сохранить свою аутентичность. Украина – не Россия, Киев – не Львов, и не Донецк. Киев – Центральная Украина, а не Западная, и не Восточная. Поэтому искусственно внедряемые в городскую среду и ментальность галицкие или донецкие мотивы представляют собой акт вандализма по отношению к самобытной культуре Киева.
И то, что происходит с Городом в течение последних, минимум, 10 лет, нельзя назвать иначе, как преступлением. Древний исторический город, достопримечательности которого внесены в список Всемирного наследия, заслуживает особого отношения.
 
Автор написанной кровью сердца книги о Киеве «Скорбное бесчувствие» Александр Анисимов в начале 90-х предложил программу «Возрождение Киева». Вот она в сокращении:
 
1. Принять закон о защите исторических и культурных центров Отечества (в первую очередь, Киев, Львов, Одесса, Чернигов, Черновцы). Любое неоправданное вмешательство в старую застройку города должно расцениваться как преступление. Виновные должны нести заслуженное наказание.
 
2. Всякий раз, когда требуется принять единственно верное решение, связанное с судьбами исторического наследия Киева, необходимо проведение общегородского референдума.
 
3. Возвратить Киеву утраченные топонимы. Защитить городскую топонимику от посягательств в дальнейшем.
 
4. Весь Старый Киев (в границах 1923 года) объявить заповедной зоной.
 
5. Паспортизация и реставрация (возможно, бережная, исторически оправданная реконструкция) всех старинных зданий.
 
Да, это было немного другое время. И Киева в Киеве было больше – особенно в границах 1923 года. Тогда Анисимову (как и мне, и моим родителям) резала глаз «Лаврентьевна», и он предлагал ее демонтировать. Хорошо, что он, еще один Киевлянин с большой буквы, не дожил до времени, когда в сравнении с «небоскребом Куровского» она будет выглядеть как произведение искусства.
 
Но раз уж украинцы оказались второгодниками в школе беспощадного Учителя-Времени и по новой проходят программу самопознания, не грех вернуться к наработкам, сделанным на заре независимости той страны, частью которой еще был (в полном смысле слова) Крым.
 
…. Кстати, на втором круглом столе, состоявшемся 17 мая в Харькове, Арсений Яценюк пообещал поэкспериментировать с самостоятельностью регионов. Может, и Киеву что-то перепадет? Хотелось бы, как минимум гарантий, что нынешние выборы, проходящие в экстремальных условиях, будут действительно внеочередными, и в следующем году нас ждут очередные. Что мэр и глава КГГА станут одним человеком (а лучше Человеком). Что выборы мэра пройдут в два тура. А в идеале – в силу особого статуса Киева – чтобы и мэр, и кандидаты в депутаты Киевсовета не только подвергались превентивной люстрации на предмет причастности к коррупционным деяниям, но и сдавали в прямом телеэфире экзамены по муниципальному управлению и истории Киева.
 
«Эх, Киев – Вечный Город Киев, часть Всемирного Града! Что с тобой сталось? Что ждет тебя? «Смерть можно побороть усильем воскресенья», – писал Борис Пастернак. Бог в помощь нам!»
А.Анисимов, «Скорбное бесчувствие» 
Елена Деревянко
 
Коментарі (0)
Блоги