Рус Укр
ГоловнаБлогиНовый закон о жилищно-коммунальных услугах. Взгляд юриста.
Loading...
Опитування всі опитування
ЩО ПЕРЕШКОДЖАЄ ВАМ ВЧАСНО СПЛАЧУВАТИ РАХУНКИ ЗА ПОСЛУГИ ЖКГ?
Занадто високі тарифи
Регулярне підвищення квартирної плати
Низька якість послуг або їх повна відсутність
Не дотримання виконавцями термінів з вивезення сміття
Бездіяльність ЖЕКу
Нічого, я завжди вчасно сплачую
Я не вважаю за потрібне платити за комунальні послуги

 

телефонний довідник ЖКХ

комунальний кодекс

Погода

Новый закон о жилищно-коммунальных услугах. Взгляд юриста.

1759
В этой статье будем разбираться, что принципиально нового в сферу ЖКХ привнесет закон, какие в нем пробелы, как будут заключаться договоры на предоставление ЖКУ, и какими правами и обязанностями наделены потребители.

10 декабря 2017 года вступил в силу Закон «О жилищно-коммунальных услугах» №2189-VIII (далее — Закон о ЖКУ).
 
Начнем с того, что закон выделяет в составе ЖКУ отдельно жилищные и коммунальные услуги (далее — КУ). К жилищной относится услуга по управлению многоквартирным домом, а к коммунальным — услуги по поставке и распределению природного газа, электроэнергии, поставке тепловой энергии и воды, канализации, вывозу бытовых отходов.
 
Потребители ЖКУ делятся на две группы: индивидуальные и коллективные. Ранее термин «коллективный потребитель» не применялся. Согласно Закона о ЖКУ, коллективный потребитель — юрлицо, объединяющее потребителей в здании и в их интересах заключающее договор о предоставлении коммунальной услуги.
 
По сравнению со «старым» законом, недавно принятый расширяет перечень прав потребителей ЖКУ (по крайней мере пунктов в профильной статье о правах стало больше). Ложкой дегтя является увеличение списка обязанностей. Для удобства сравнения, предлагаю права и обязанности потребителей ЖКУ отразить в виде таблиц.
 

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

СТАЛО

БЫЛО

Получать ЖКУ вовремя и надлежащего качества.

Без дополнительной платы получать от исполнителя ЖКУ информацию о ценах/тарифах, общую стоимость платежа, его структуру, структуру цены/тарифа, нормы потребления и порядок предоставления ЖКУ.

 

Было также, кроме уточнения, что данная информация предоставляется бесплатно.

 

КОММЕНТАРИЙ.

На практике я не встречал исполнителей ЖКУ, взимающих плату за предоставление такой информации.

На возмещение вреда, причиненного в следствие ненадлежащего предоставления или непредоставления ЖКУ и незаконного проникновения в принадлежащее потребителю жилье.

Нормы о возмещении вреда в следствие незаконного проникновения в жилье в профильном законе не было.

На устранение выявленных недостатков в предоставлении ЖКУ, а также на уменьшение размера платы за ЖКУ в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, ненадлежащего качества.

На неоплату стоимости КУ (кроме поставки тепловой энергии) в случае их неиспользования в период временного отсутствия в жилом помещении более 30 календарных дней.

В старом законе поставка тепловой энергии не была исключением, а также в законе не было минимального срока отсутствия в жилье, дававшего право на не оплату КУ.

Получать от управителя, исполнителей КУ штраф за превышение нормативных сроков проведения аварийно-восстановительных работ.

Ранее вместо термина «штраф» использовался более мягкий - «компенсация».

Кроме того, старый закон не предусматривал получение такой компенсации от управителя (а только от исполнителя услуги).

На проверку количественных и качественных показателей ЖКУ.

Составлять акты-претензии в случае нарушения сроков, порядка предоставления ЖКУ.

В статье «права потребителей» этой нормы не было, но такое право было предусмотрено иной нормой (ст.18) «старого» закона.

Без дополнительной платы получать от исполнителя услуги детальный расчет распределения объема потребленных КУ между потребителями многоквартирного дома, а также на получение информации о проведенных управителем, исполнителем КУ начислениях (с распределением по периодам и типам начислений) и полученных от потребителя платежах.

 

КОММЕНТАРИЙ. Данная норму считаю явно позитивной, т.к. часто потребители сталкиваются с тем, что исполнитель не может обосновать почему собственники одинаковых по площади квартир получают разные по суммам платежки за услугу, предоставляемые всем жильцам дома. Теперь же, получение такой информации будет правом потребителя, а ее предоставление — обязанностью исполнителя.

Не было.

В установленном законодательстве порядке отключиться от систем центрального теплоснабжения и горячего водоснабжения.

 

КОММЕНТАРИЙ.

На первый взгляд очень полезное новшество — в ранг закона введена норма о возможности установления индивидуального отопления или систем подогрева воды.

НО.

Обратите внимание, что отключиться от систем центрального тепло- и водоснабжения можно «в установленном законодательстве порядке».

И до принятия закона, и сейчас действуют Правила предоставления услуг по централизованному отоплению (ЦО), поставке холодной и горячей воды (ГВ) и водоотводу, утвержденные постановлением КМУ №630 от 21.07.2005 года (далее — Правила предоставления услуг), п.24-26 которых формально позволяли и позволяют потребителям отключаться от указанных выше сетей.

Порядок такого отключения утвержден приказом Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ №4 от 22.11.2005 года.

Согласно данному порядку, разрешение на отключение может дать специальная комиссия органа местного самоуправления. Но к заявлению на отключение потребитель должен приложить копию «решения об отключения дома от систем ЦО и ГВ, поддержанное всеми собственниками помещений жилого дома».

Эта формулировка трактуется так, что отказаться от ЦО и ГВ может только весь дом, а не отдельная квартира, и такое решение должно быть поддержано собственниками всех помещений (квартир и нежилых помещений).

То есть, на практике реализовать свое право на отключение было и будет практически невозможно.

Пункт 7 заключительных и переходных положений Закона о ЖКУ предусматривает право отключить квартиру (помещение) от систем ЦО и ГВ по решению собственника, если в многоквартирном доме на день вступления в силу этого закона не менее 50% квартир и нежилых помещений оборудованы индивидуальным отоплением.

Думаю, что в Украине не так много многоквартирных домов, в которых половина и более квартир отключены от систем ЦО и ГВ, а потому такая привилегия доступна для малой доли потребителей.

Кроме того, почему же законодатель на таких условиях все же разрешил собственникам отключать свои квартиры/помещения от указанных систем? Получается, что он признает такую возможность. Почему же ее не предоставить независимо от того, какая часть квартир в многоквартирном доме оборудована индивидуальным отопление?

Не было.

Расторгнуть договор о предоставлении КУ, предупредив об этом исполнителя не менее, чем за два месяца до даты расторжения, при условии допуска исполнителя для технического прекращения предоставления услуги (это право не распространяется на договор о поставке тепловой энергии в многоквартирном доме).

Право на расторжение договор было закреплено, но данная норма (ч.6 ст.26) отсылала к другим законам.

 

ОБЯЗАННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

СТАЛО

БЫЛО

Заключать договоры о предоставлении ЖКУ; своевременно принимать меры по устранению неполадок, возникших по вине потребителя; обеспечивать целостность оборудования приборов (узлов) учета КУ и не вмешиваться в их работу; за свой счет осуществлять ремонт сантехприборов, оборудования, поврежденного по вине потребителя; оплачивать предоставленные ЖКУ; соблюдать правила безопасности, санитарных норм, допускать в свое жилье управителя, исполнителей КУ, в установленном законом и договорами порядке, для ликвидации аварий, устранения неполадок, установки и замены оборудования, проведения осмотров и проверки показаний приборов учета; придерживаться требований жилищного и градостроительного з-ва во время ремонта или реконструкции, не допускать нарушения прав других жильцов и т.д; уплачивать пеню за просрочку оплаты ЖКУ;

Информировать исполнителя/управителя о смене собственника помещения и о фактической численности проживающих лиц.

Не было.

Предоставлять показания приборов учета исполнителю КУ.

Не было.

КОММЕНТАРИЙ. Положения специальных законов и/или подзаконных актов, регулирующих порядок предоставления той или иной услуги, такую обязанность на потребителя возлагали и ранее. Кроме того, предоставление показаний приборов учета является обязанностью потребителя в силу подзаконных актов, регулирующих порядок предоставления той или иной КУ.

К тому же, от своевременности передачи показаний приборов учета зависит правильность начисления платы за КУ, поэтому данное новшество — не так уж и ново, и не обременительно для потребителей.

 
Как видим, в целом объем прав и обязанностей потребителей ЖКУ не слишком изменился. Законом предусмотрены некоторые права, ранее не предусмотренные законом — предшественником. Но нововведения (в разрезе прав и обязанностей) на положение потребителей существенно не повлияют, поэтому данные нормы называть революционными или прогрессивными не корректно.
 
Норма о праве потребителя отказаться от услуг централизованному отоплению и горячему водоснабжению, на мой взгляд, является популистской и декларативной. Сужу по тому, что на момент анализа Закона о ЖКУ нормальный, приемлемый потребителю механизм отказа от ЦО и ГВ законодательством не предусмотрен. Конечно, можно говорить, что закон имеет большую юридическую силу по сравнению с подзаконными актами (например, приказами Минрегионстроя, постановлениями КМУ и т.д.). Но дело в том, что закон не говорит, как потребителю отказаться от ЦО и/или ГВ, а только отправляет к «действующему законодательству», коим в том числе являются вышеупомянутые приказы и постановления.
 
Право на информацию об услуге по управлению домом.
 
Привлекает внимание статья 10 нового Закона о ЖКУ о ценах и тарифах на услуги, а именно часть 3 этой статьи. В ней говорится о ценах на услуги по управлению многоквартирным домом, как эта цена рассчитывается и что в нее входит.
 
Также данная норма предусматривает право потребителя на получение информации о фактических затратах управителя на содержание многоквартирного дома и придомовой территории, и право органа местного самоуправления на получение от управителя информации о количественных и качественных показателях предоставленных услуг по управлению.
 
Получается, что потребитель может потребовать от управителя только информацию о его затратах по управлению дома, но при этом не сможет получить информацию о количественных и качественных показателях предоставляемой услуги.
 
Для меня не понятна логика законодателя, наделившего таким правом только органы местного самоуправления. Вывод об отсутствии у потребителя права на получение от управителя информации о качественных и количественных показателей предоставленных услуг согласовывается и с положениями ч.4 ст.8 Закона о ЖКХ, перечисляющей обязанности управителя, среди которых обязанность по предоставлению такой информации отсутствует.
 
Договоры на предоставление ЖКУ.
 
Как и предыдущий, новый Закон о ЖКУ обязывает потребителя заключать договоры на предоставление ЖКУ. Отмечу, что не заключение договора при фактическом получении потребителем услуги не освободит его от обязанности по уплате ее стоимости.
 
Согласно ч.3 ст.13 Закона о ЖКУ, договор о предоставлении ЖКУ заключается на один год и в случае, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит об отказе от договора, он продлевается на очередной годовой срок.
 
С предложением заключить договор может обратиться любая из сторон, приложив к своему предложению (заявлению, уведомлению и т.д.) проект договора, составленный в соответствие с типовым договором.
 
Если исполнитель услуги, получивший от потребителя предложение о заключении договора вместе с его проектом, в течение 30 дней не сообщил потребителю о своем отказе от заключения, не предоставил своих возражений или протокол разногласий и при этом не прекратил предоставление коммунальной услуги, договор считается заключенным в редакции, предложенной потребителем.
 
Аналогично указанному выше, договор считается заключенным в редакции, предложенной исполнителем, если потребитель в такой же срок с момента получения предложения и проекта договора, не заявит о своем отказе от него, не предоставит возражений или протокол разногласий, а совершит действия, свидетельствующие о его волеизъявлении на получение услуги.
 
Обращаю внимание, что необоснованный отказ от заключения договора является основанием для прекращения предоставления коммунальной услуги.
 
Поэтому не рекомендую игнорировать сообщения (извещения, уведомления, предложения) от исполнителей услуг и проекты договоров, а внимательно их изучать на предмет соответствия условиям типовому договору, наличию в них всех существенных условий, предусмотренных ч.3 ст.12 Закона о ЖКУ. В случае не соответствия условий договора закону или типовому договору, письменно возражать против заключения договора в предложенной редакции и требовать внести изменения (или подписать договор с указанием о том, что он подписан вместе с протоколом разногласий, в котором предложить конкретные правки к договору).
 
Потребителю также следует позаботиться о том, чтоб у него остались доказательства отправки своих возражений и/или протокола разногласий исполнителю, чтобы исключить возможность обвинить себя в необоснованном отказе от заключения договора.
 
Статья 14 Закона о ЖКУ определяет особенности заключения договоров на предоставление коммунальных услуг в многоквартирных домах.
 
Так, согласно ч.1 указанной выше статьи, по решению сособственников многоквартирного дома договор на предоставление коммунальной услуги может быть заключен:
 
— индивидуально каждым потребителем;
 
— от имени и за счет всех потребителей управителем или уполномоченным лицом;
 
— в интересах всех потребителей — ОСББ или другим юрлицом, объединяющим всех сособственников многоквартирного дома.
 
Такая свобода в определении модели договорных отношений не распространяется на распределение и поставку электроэнергии и природного газа. Договоры о предоставлении этих услуг заключаются исключительно индивидуально.
 
Как уже говорилось с исполнителем ЖКУ может быть заключен коллективный договор. От имени и за счет сособственников его может заключать: один из них, управитель жилого дома, уполномоченный орган ОСМД, правление жилищного кооператива. Такое лицо определяется всеми сособственниками многоквартирного дома.
 
Условия коллективного договора обязательны для всех лиц, пользующихся соответствующей услугой в доме. В случае заключения коллективного договора на предоставление ЖКУ:
 
— техническое обслуживание, все виды ремонта внутридомовых систем дома, обеспечивающих предоставление КУ (кроме распределения и поставки электроэнергии и газа), осуществляется только за счет жильцов;
 
— за организацию заключения и выполнения коллективного договора жильцы дома платят выбранному ими уполномоченному лицу, а размер такой платы определяется по соглашению сторон (если бесплатность не предусмотрена договором);
 
— при наличии задолженности за потребленные ЖКУ исполнитель обращается к конкретному потребителю -должнику, если информация о нем на запрос исполнителя передана уполномоченным лицом, а если не передана, то с претензией и/или иском исполнитель может обратиться к уполномоченному лицу, которое в силу права регресса может взыскать сумму долга с конкретного потребителя;
 
— для проведения расчетов по коллективному договору уполномоченное лицо открывает счет со специальным режимом использования для каждой коммунальной услуги отдельно (деньги на этом счете принадлежат сособственникам многоквартирного дома и могут направляться только на оплату потребленных ЖКУ).
 
Закон (п.4 заключительных и переходных положений) обязывает сособственников многоквартирных домов определиться с моделью договорных отношений (индивидуальные или коллективные договоры, лица, уполномоченные заключать коллективные договоры) с коммунальщиками в течение года с момента вступления в силу Закона о ЖКУ, т.е. не позднее 10.12.2018 года. Если же соответствующие решения приняты не будут, между исполнителями КУ и потребителями будут заключаться индивидуальные договоры.
 
Где чье?
 
Отдельно следует остановиться на вопросе, кто за что отвечает в многоквартирном доме, а главное — кто за что платит.
 
Часть 3 ст.14 Закона о ЖКУ императивно распределяет обязанности по осуществлению ремонтов между сособственниками многоквартирного дома и исполнителями КУ. Так, капитальный ремонт внутридомовых систем, обеспечивающих предоставление КУ, осуществляется сособственниками дома (т.е., потребителями) или нанятыми ими субъектами за собственный счет. Де-юре, эта норма согласовывается с положениями ст.7 ЗУ «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», принятого в 2015 году.
 
Насколько логично, а главное морально перекладывать на плечи жильцов капитальный ремонт систем, которые по большей части устарели и нуждаются в таком ремонте, наверное, не правильно выяснять в этой статье. Чтобы было понятно: жильцы сами отвечают за необходимость проведения капитального ремонта, например, канализационной системы в доме, а также несут риски, связанные с не проведением ремонта и, конечно, же, бремя расходов, связанных с таким ремонтом. И если определенная система коммуникаций действительно нуждалась в капитальном ремонте, который не был проведен, в следствие чего ЖКУ не могла быть предоставлена, исполнитель такой услуги умоет руки и не понесет ответственности за ее не предоставление.
 
Обслуживание и текущий ремонт таких систем (кроме газовых и электросетей) должны осуществлять исполнители за свой счет. А обслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем электро- и газоснабжения осуществляется, снова таки, выбранным жильцами субъектом, но за их счет.
 
На мой взгляд, возложение на жильцов бремя ремонта многоквартирного дома справедливо в том случае, когда дом и все коммуникации в нем новые. В случае же с большинством украинских многоквартирных домов, потребители в один миг стали отвечать за обслуживание и ремонт дома и нести расходы на это, не взирая на то, как данную обязанность много лет до этого выполняли коммунальщики.
 
Эта статья написана для издания «Юрист и Закон» и опубликована в нем в №6 от 15.02.2018 года.
Яков Гольдарб
 
Коментарі (3)
Коля
22 Лютого 2018 p. 22:54
Чому, дійсно, за освітленням під"їздів повинні слідкувати самі мешканці? Мешканці повинні або самі замінювати перегорілі лампочки, або робити спроби подати заявку через диспетчера ЖЕКу на таку заміну. Останнє довше і складніше. А чому ЖЕК, регулярно отримуючи від мешканців квартплату, не може забезпечити стабільне освітлення під"Їздів , не чекаючи втручання самих мешканців?
Коля
17 Квітня 2018 p. 22:39
У нормальних країнах усі планові ремонти і випробування давно поводяться без відключення водопостачання. Мабуть , під час цих заходів пускають воду по запасним трубам , і споживач отримує послугу у повному обсязі.
Коля
18 Квітня 2018 p. 23:14
Вулиці , зупинки перейменували, пам"ятники позносили... Та краще б витрачені даремно на це гроші використали для налагодження безперебійного водопостачання.