29 Серпня 2012 p. 14:37
Серьезной проблемой жилищно-коммунального хозяйства Украины на сегодняшний день остается состояние существующего жилого фонда.
Большинство многоэтажных жилых зданий, особенно построенных до 90-х годов прошлого века, имеют изношенные внутридомовые инженерные сети, запущенное лифтовое хозяйство, неприглядные подъезды и лестничные клетки. Практически весь этот жилой фонд нуждается в незамедлительном капитальном ремонте.
Нельзя сказать, что это новая проблема и она не известна органам государственного и местного управления. Так в "Общегосударственной программе реформирования и развития жилишно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы", утвержденной соответствующим Законом Украины, этому вопросу уделено надлежащее внимание. Программой предусмотрены значительные бюджетные средства на оказание государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов по техническому перевооружению и капитальному ремонту жилых зданий. Только в прошлом году за счет этих средств должны были быть заменены лифты в 1000 домах, модернизированы лифты в 1428 зданиях, отремонтированы внутридомовые сети в 6535 домах, отремонтировано 5720 крыш и т.д. Вместе с тем, из-за недостаточного бюджетного финансирования ни один из намеченных показателей не был выполнен, результаты оказались намного скромнее и исчислялись не тысячами, а десятками зданий.
Думаю, что не только недостаточное финансирование стало причиной таких результатов. Не малую роль в этом сыграли недостатки в организации выполнения поставленной задачи. В этой связи заслуживает внимания опыт наших российских коллег. Положение с существующим жилым фондом в России не лучше, чем в Украине. Для изменения такой ситуации была разработана Федеральная программа капремонта и соответствующие региональные адресные программы, создан "Фонд содействия реформированию ЖКХ" с региональными отделениями, через которые осуществляется финансирование проектов капитального ремонта жилых зданий. При этом 95% от сметной стоимости работ и материалов оплачивается государством и лишь 5% – собственниками жилья. Как правило, это товарищества совладельцев жилья (ТСЖ) – аналог наших ОСМД. Такая организация работы позволила за пять лет реализации программы капитально отремонтировать около 100 тыс. жилых зданий.
В Украине проблему пытаются решить за счет льготных кредитов для ОСМД. Для этих целей в бюджете на текущий год предусмотрено порядка 40 млн.грн. Кредиты будут выдаваться под 3% годовых, при этом приоритет проектам, способствующим сокращению энергопотребления. Основная организаторская работа возложена на Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству и его региональные отделения, а экспертиза проектов на подразделения Минрегионстроя.
Сравнивая эти два алгоритма решения задачи не сложно сделать вывод, какой из них окажется более эффективным. Вместе с тем, если мы в самое короткое время не приведем существующий жилой фонд в надлежащее состояние, то не реально будет надеяться на повышение его энергоэффективности. Наверное, здесь есть о чем озаботиться нашим идеологам реформирования жилищно-коммунальной отрасли.