Рус Укр
ГоловнаБлогиЧто делать, чтобы «Генплан не тормозил развитие города»
Опитування всі опитування
ЩО ПЕРЕШКОДЖАЄ ВАМ ВЧАСНО СПЛАЧУВАТИ РАХУНКИ ЗА ПОСЛУГИ ЖКГ?
Занадто високі тарифи
Регулярне підвищення квартирної плати
Низька якість послуг або їх повна відсутність
Не дотримання виконавцями термінів з вивезення сміття
Бездіяльність ЖЕКу
Нічого, я завжди вчасно сплачую
Я не вважаю за потрібне платити за комунальні послуги


УК  NEW Роз'яснення, щодо розрахунку розміру житлової субсидії

УК  NEW Житлова субсидія: хто має право на її отримання

УК  При призначенні субсидії враховуються доходи подружжя, незалежно від їх реєстрації

УК   Категорії громадян, які втратили право на отримання субсидії

УК  П'ять основних питань та відповідей про субсидію на оплату ЖКП

 



 

 



 

 

 

Что делать, чтобы «Генплан не тормозил развитие города»

2665
В июльском slon.ru была статья П.Биргера «Каким будет город Google: три прорывные идеи» где автором были отмечены ключевые тренды современного мегаполиса…

 … Den Doсtoroff, руководитель подразделения Sidewalk Labs компании Google, в прошлом вице-мэр Нью Йорк и исполнительный директор Bloomberg: «Город не знает и не видит себя, но и мы практически не видим город.  Сегодня даже в самых прогрессивных муниципальных системах решения о развитии территории принимаются несколько лет, так как они требуют тщательного длительного анализа и полного соответствия генеральному плану. В результате происходит радикальная асинхронизация: пока город естественным путем повернулся в одну сторону, инвестор смотрит в другую, ведь у него до сих пор информация годичной давности.  Бизнес и государство теряют на этой асинхронизации миллиарды. Большинство неудачных девелоперских проектов частично или полностью объясняются именной ею. И ни один исследовательский институт не сможет ускорить процесс, нужны технологические решения»

… Петр Биргер, обозреватель Slon Magazine : «На первый взгляд идеалистическая концепция давно обсуждается в профессиональной среде. В ее основе – стремление отказаться от консервативного формата генплана, который задается на годы вперед и, соответственно, не может учитывать многочисленные изменения в экономике, обществе и технологиях. В случае «города больших данных» генплан адаптивен, его стратегические цели не меняются, зато конкретные направления формируются «не руками», а компьютером. Генплан, таким образом, как верят в Google, становится совместным продуктом искусственного интеллекта и коллективных инициатив». … «Реализовать на таком уровне и сам программный комплекс, основанный на искусственном интеллекте, и публичный интерфейс для него сегодня, пожалуй, только в Google и могут.»
 
 
Чтобы «Генплан не тормозил развитие города», Нью Йорк, с прозрачными (!) данными по: земельной собственности, собственности по объектам недвижимости, данными о доходах, прозрачных алгоритмах работы служб ресурсного и энергообеспечения города, транспорта, работающем секторе финансирования строительства, понятных трендах развития экономики США ну и так далее – видит выход в суперкомпьютерах и адекватном ПО из-за ОГРОМНОГО массива данных, влияющих на корректные градостроительные решения.
 
Киев и другие города в Украине, со всеми НЕПРОЗРАЧНЫМИ перечисленными данными и неоднозначными оценками социально-экономического развития Города и Страны, по сути, имитирует разработку ГП, а не реально его разрабатывает. Это создает коррупционные и полубандитские механизмы как для депутатов и чиновников, так и для «активистов», «защищающих интересы» Громады. 
 
В условиях not open big data даже суперкомпьютер не справится корректно. Потому, как в большинстве математических задач, выход не в росте матаппарата, а в смене концепции city sustainable development: смене типа данных и способа их обработки.  Большинство согласиться, что развитие большинства Систем идет по спирали. Поэтому есть 2 концепции движения: вдоль спирали или сделать скачек с уровня на уровень. Украинцы, обычно, боятся сказать и сделать свое. В результате идет банальная калька Москвы, Брюсселя, Вашингтона.
 
Что сегодня объективно? 1). Город(а) в течение года «потеряет» жилой фонд (закон №2866, с поправками 14.05.15 г.); 2). город(а) мягко говоря, слабо контролируют водоканалы, горгазы, горэнерго «ушедшие» в частные руки; 3) город(а) владеют постоянно уменьшающейся частью земельного фонда и фонда объектов недвижимости. То есть, город как «собственник не всего», находящийся в информационном вакууме пытается определить ВСЕ. Это тупик. Методологический и логический. Но рай для «слива» бюджета на проекты-задачи/бюджеты «анализа», «планирования», «управления» и «контроля». 
 
Реальностью есть следующее. 1). Глобализация ВСЕГО, ВЕЗДЕ, во ВСЕМ; 2). Нормативный срок жизни здания 100 лет, а срок жизни массы технологий, способов, орг.схем производств, торговли, да и образа жизни постоянно сокращается от сотен лет еще сто лет назад до десятков лет сейчас. 3) технологии энергогенерации претерпевают революционные изменени¬я в тренде от «ископаемых» к «возобновляемым»; 3) перспектива дефицита ключевых природных ресуров; 4) вопросы собственности/владения Объектами собственности-хозяйствования, ресурсо- и энерго- обеспечения, аналогично, очень динамично меняются: Uber-такси без такси, Amazon-магазин без магазинов, Airbnb-отели без отелей. 
 
Вывод один: будущее нам не известно.
 
Напомним теперь, что главное отличие города от «не города» - наличие БОЛЬШОГО ЧИСЛА ЗДАНИЙ. Больших зданий, где много людей пребывают относительно постоянно/часто и/или периодично. Это образ жизни. В отличие от загородной, сельскохозяйственной территории здания - это Основа жизнедеятельности ВСЕХ субъектов хозяйствования и Источник городского бюджета. То есть: в Городе ДОЛЖНЫ появляться НОВЫЕ ЗДАНИЯ. А что такое Здание? Знатоки вспомнят определения от Витрувия до Райта, Корбюзье и Нимейера. Все эти определения ценны и важны, но они вторичны. Главное же определение Здания – это Объем с контролируемым Климатом.  Потому, даже не вторичны, а если можно так сказать, третичны любые дефиниции земель и зданий по функциональному назначению.  А именно «функциональные» назначения и его параметры: соответствие наименований ф.назначения земли – зданию, число людей, число автомашин, мощности чего-то там, соотношения составляющий и т.д. и т.п. – основа «анализа», «планирования», «контроля» и «управления» в действующей парадигме градостроительства. Получается города «едут» А) «в темноте» (нет данных), Б) «в никуда» (нет способа оценить будущее», В) в «чем-то» с  рулем, газом, тормозом и сцеплением … без связи с колесами. 
 
Это напоминает езду в Sony Playstation2 – играющие – мэрия и «институты генплана», «эксперты» профессиональные и общественные - полоны энергии за счет иллюзии: модель есть, процесс есть, картинка (для СМИ в частности) – тоже есть.  А реальность - «машина» (город и застройщики) едет сама, увы, преодолевая сопротивление, а не взаимовыгодно сотрудничая с управляющей «приставкой». 
 
Поэтому при всех плюсах и минусах Закона № 3038-17 от 17.02.11 директивное указание «разработать Генпланы, Зонинги, ПДП, …» как было «указанием» так им и остается. И главное, тормозя, среди прочего, инвестиционную активность городов и населенных пунктов. А, как показано выше, это не происки плохих застройщиков и коррупционных градоначальников, депутатов и служб. Это Объективная Реальность так как невозможно в современных условиях построить дорогу и автомобиль – объективный, корректный, долгосрочный Генплан на устаревшей градостроительной парадигме планирования, основанной на функциональном назначении и параметрах его определяющих.
 
Объективно, в условиях неопределенности Будущего, востребованы полифункциональные и/или универсальные здания, способные адаптироваться к изменениям на рынке недвижимости в части Назначения, Площадей/Планировок, Инженерного обеспечения.  Это подтверждает тот факт, что еще несколько лет назад при выходе на сессию и градсовет Застройщик был вынужден писать 2, 3, 4 строки(!), определяющих здание и его назначение, чтобы «перекрыть» все возможные варианты. Еще одним трендом, является стремление Собственников минимизировать связи с монопольными поставщиками ресурсов и энергии, что ставит вопрос о максимальной ресурсной и энергетической автономности Зданий – как критерии привлекательности Объекта для владения им. Информация о 3D строительстве демонстрирует еще один тренд – рециклинг составляющих частей здания в процессе его существования, когда, возможно, его части – стены, перегородки, трубы – в случае смены ф.назначения и планировок можно будет изготовить на месте, в самом здании, приспосабливая их к новым задачам. Поэтому фиксированные в документах, базах, правилах градостроительства, проектирования, строительства и эксплуатации «функциональные назначения» и его параметры – это ТОРОМОЗ объективной эволюции и развития Города(ов).
 
По факту городская территория – это «природная территория» со зданиями и транспортными, инженерными коридорами. Поэтому объективными есть 3 категории земель: а) рекреационные; Б) инженерно-транспортные коридоры; В) для застройки. Что такое правильный генплан, который быстро заработает в интересах Города/Громады? Это жестко зафиксированные зоны рекреации, красные линии и забудова под управлением Интегральной Системы Мониторинга Городской Среды (ИСМГС). Опуская вопрос «правильности» процедур выделения земель и платежей «на развитие» (это отдельная тема) город должен Застройщику выдать: красные линии, отметку верхней точки здания. ВСЕ.
 
«Взамен» Застройщик, в уведомительном порядке, заполняет в ИСМГС ТЭПы будущего здания. Накопление таких данных – основа для работы городских служб и поставщиков ресурсов, энергии, планирования капвложений и, в будущем, планирования развития Города.
 
ИСМГС – это инструмент соблюдения реальных, а не выдуманных интересов горожан – это контроль ПДК (предельно допустимых концентраций) состояния воздуха, грунта, воды - природной среды, беречь и сохранять которую мы обязаны для будущих поколений горожан, а также контроль шума, инсоляции соседних территорий/зданий. Это должно чем-то напоминать всем известные пункты госгидрометеоцентра. 
 
ИСМГС реализуется на стационарных и тех или иных транспортных колесных или воздушных носителях, интегрированных с городскими кадастровыми, техническими, транспортными, управленческими, и т.д. и т.п аналитическими Системами, разработанными с Google, как речь шла в начале статьи, или без него.
 
Работа ИСМГС за какое-то время даст Базу для анализа и через год-два, возможно (!) появятся относительно достоверные данные для более-менее объективного анализа и прогнозирования Генплана Города.
 
Вопрос сегодня жарко дискутируемых, но субъективных параметров, вытекающих из функциональных назначений земель и зданий, - это вопрос коммерческих рисков Застройщиков-Собственников. Появление социально значимых объектов: школ, садиков, мед.учреждений и т.п. – вопрос политики Города/Громады и решается он не «навешиванием» этой задачи на Застройщика, а прозрачным Заказом/Тендером на такие объекты с казны города. Все остальные Здания и их назначения определяет только и лишь Собственник.
 
В ситуации минимума контролируемых параметров, вопрос Ответственности за их нарушение должен решаться цивилизованно, через страхование ответственности Застройщика с фиксированием выгодоприобретателя – мэрии/громады. Это реальный механизм финансирования возможно необходимых в будущем, по факту возведения здания и его эксплуатации, демонтажа «лишних» этажей, природоохранных мероприятий при превышении ПДК, рекультивации, выплат и компенсаций.  Аналогично вопрос парковок, которые заставляют нервничать жильцов старых зданий, при появлении новых зданий решатся «железным» соблюдением Правил парковки с безусловными штрафами, эвакуацией и т.п. Тогда Застройщик, принимая проект и планируя его эксплуатацию сам заложит такие планировочные и инженерные решения, которые позволят ему, как Владельцу, найти Клиентов, которым будут ГАРАНТИРОВАНЫ штрафы (при нарушении правил парковки из-за «экономии» Владельца) и не обанкротится.
 
Реализация предложенной логики ГП – реальный, а не имитирующий путь к активному росту Города(ов), повышения благополучия всех членов Громад.

 

Владимир Брунько
 
Коментарі (0)
Блоги