Сразу после завершения конференции «Украинский диалог по выработке энергетической политики: природный газ и энергетическое будущее Украины», отечественные СМИ стали наперебой цитировать главу консалтинговой компании IHS CERA Дэниела Ергина. По их мнению, один из авторитетнейших отраслевых экспертов заявил следующее: «Украина сегодня добывает около 20 млрд куб. м газа, а может добывать 60…70 млрд». Отечественных коекакеров можно понять – слова Д. Ергина звучат в унисон утверждениям первых лиц государства, обещающих за два-три года нарастить добычу традиционного газа до 46, а нетрадиционного – до 25 млрд куб. м в год. И в вероподданическом экстазе мало кто из придворных пероскребов обратил внимание на незначительные, на их взгляд, оговорки автора мирового бестселлера «Добыча».
Между тем, Д. Ергин сказал вот что: «Украина сейчас производит около 20 млрд куб. м газа. И можно сказать, что через несколько десятилетий, в зависимости от геологии и если не будет никаких ограничений, Украина может легко добывать 60…70 млрд куб. м газа. Это означает самообеспечение, более высокий уровень. Мы видим, что экономический потенциал весьма велик, но надо оценить имеющиеся ресурсы. При этом инвестиции должны быть увеличены с $1 млрд до $10 млрд ежегодно. Для них должны быть созданы благоприятные условия».
Обратите внимание: для претворения планов Энергетической стратегии в жизнь во все предприятия ТЭК страны планировалось вложить лишь 1,1 трлн грн (в том числе на геологоразведочные работы и добычу нефти и газа – 103,5 млрд грн; в ценах 2005 г.). При этом источниками финансирования были названы:
1) оптимизация ценовой и тарифной политики с повышением в течение 3…5 лет цен на электроэнергию, газ и нефтепродукты до уровня «на соответствующих либерализированных рынках ЕС» (между тем, Президент гордится, что, «несмотря на высокую стоимость газа для Украины, власть сделала все, чтобы его цена для населения осталась прежней»);
2) активизация инвестиционной политики в ТЭК;
3) законодательное внедрение ускоренной амортизации основных фондов;
4) привлечение средств от реструктуризации и погашения долговых обязательств прошлых лет;
5) привлечение государственных средств в соответствии с объемами, определенными действующим законодательством и бюджетом развития на соответствующий год;
6) использование средств, полученных от реализации положений Киотского протокола;
7) «расширение привлечения» кредитных ресурсов, внутренних и внешних кредитов.
Таким образом, во всю энергетику Украины должно было быть инвестировано по $7,8 млрд ежегодно, в том числе в геологоразведочные работы и добычу нефти и газа – $0,7 млрд. До кризиса в энергетику ежегодно вкладывалось не более $2 млрд. Относительно высокие (на уровне 25…30%) темпы роста инвестиций в нее наблюдались лишь в 2003-2004 гг. при росте ВВП на 9,6 и 12,1%. Отсюда следует, что определенный Энергетической стратегией объем финансирования ТЭК (то есть $7,8 млрд ежегодно) может быть обеспечен лишь при ежегодных темпах роста ВВП не ниже 10%.
А ведь Д. Ергин говорит о ежегодных $10 млрд в одну только газодобычу! Только при этом условии ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТИЛЕТИЙ Украина может «легко добывать 60…70 млрд куб. м газа» в год.
Но почему необходимо так много средств и времени? Дело в том, что для обеспечения устойчивого развития нефтегазовой отрасли любой страны ежегодный прирост ресурсной базы должен в 2…3 раза превышать уровень добычи. Но с момента обретения Украиной независимости разведанные запасы увеличились незначительно. Выработка основных месторождений, открытых еще в сталинские времена, достигает 98%. Сырьевая база уже не способна поддерживать нынешний уровень добычи без активного поиска и разведки новых кладовых. Можно назвать следующие причины нынешнего положения дел в отрасли:
– резкое сокращение объемов поисково-разведывательных работ по сравнению с советским периодом (с 425 до 152 тыс. м) и на 95 тыс. м с 2005 г. За 20 лет открыто лишь одно большое месторождение (нефтяное Субботинское, около 65 млн т). Что касается остальных (88% разведанных), то они имеют незначительные запасы и из-за больших глубин, низких дебитов и малого количества буровых скважин не могут существенно повлиять на общие объемы добычи;
– истощение большинства месторождений, прежде всего основных, вследствие их продолжительной эксплуатации (от 30 до 100 и более лет);
– постоянное ухудшение структуры запасов (на протяжении многих лет разрабатывались в основном те из них, доступ к которым был более легким);
– низкая надежность сырьевой базы. С 1991 г. для промышленного освоения передаются только месторождения с запасами категории С1, надежность прогнозов относительно которой составляет всего 30…50%;
– снижение эффективности эксплуатационного бурения, объемы которого с 1991 г. сократились с 343 до 143 тыс. м (в 2005-2010 гг. – на 108 тыс. м);
– списание запасов, которые не подтвердились в процессе разработки.
Технические и технологические возможности нефтегазового комплекса Украины, заложенные еще в советский период, практически полностью исчерпаны. «Косметическими» инвестициями уже не обойтись – требуются вложения кратного порядка. Однако недропользователи не спешат вкладывать средства в разведку и поисковое бурение, предпочитая эксплуатировать месторождения, подготовленные еще при СССР. Объемы геологоразведочных работ, выполненных в 2006-2011 гг. за счет всех источников финансирования, в 4…5 раз меньше требуемых для устойчивого воспроизводства сырьевой базы.
Удивляться этому не следует: по законам рынка, чтобы обеспечить планируемые объемы добычи, нефтегазовые компании просто обязаны продолжать нерациональную выборочную выемку запасов, лучших по качеству и условиям освоения. Результат – снижение коэффициента нефтегазоотдачи, который с советских времен уменьшился вдвое, и огромный фонд бездействующих скважин (хотя обустройство каждой из них стоит порядка миллиона долларов). Единственный выход – в хозяйственном подходе к недрам, не с привычными для НАК «Нефтегаз Украины» мерками бесконечно больших величин и «рациональных» промышленных объемов, а с позиции использования всех резервов. Правда, решение такой задачи под силу лишь небольшим добывающим предприятиям.