Рус Укр
ГлавнаяБлогиАнализ Энергетической стратегии Украины до 2035 года. Часть 1.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

 

телефонный справочник ЖКХ

комунальний кодекс

Анализ Энергетической стратегии Украины до 2035 года. Часть 1.

3513
Учитывая появление на официальном сайте Кабмина утвержденного им текста Энергетической стратегии Украины (ЕСУ) до 2035 года, начинаю ее анализ.
Начнем по-порядку. Прямо по тексту документа. (С текстом стратегии можно ознакомится по ссылке - редакция ИА "У.К.") 
 
Название раздела, комментируемый текст, собственно комментарий.
 
Не претендую на истину в последней инстанции, излагаю свое отношение к изложенному.
 
Преамбула:
 
- «віддається перевага підвищенню енергоефективності» - где именно, или в общем, без акцентов? То есть нигде.
 
- «використанню енергії із відновлюваних та альтернативних джерел» - а в чем разница этих определений и где они даны?
 
- «Реалізація ЕСУ також потребуватиме розроблення нових та зміни існуючих законодавчих та підзаконних актів, низки галузевих норм, які регламентують діяльність в енергетичній сфері.» - так это документ касающийся только энергетической сферы или энергетического обеспечения страны в целом?
 
- «Україна є і в перспективі прагне залишатися одним із найбільших в континентальній Європі виробником вуглеводнів» - а зачем нам оставаться наибольшим производителем углеводородов в Европе? Может быть рациональней производить эти ресурсы исключительно исходя из потребностей экономики и жилой сферы? Так Украина максимально долго сможет оставаться энергетически независимой страной.
 
- «пріоритети, визначені на державному рівні щодо її розширення з метою нарощення видобутку вуглеводнів для забезпечення енергетичної незалежності країни» - этот пункт абсолютно неверен в посыле. Сначала необходимо сократить удельное потребление энергеоресурсов на единицу ВВП, поддерживая уровень добычи и проводя перспективную геологоразведку. А затем строить планы расширения добычи с учетом возможного роста экономики страны. Просто увеличение добычи приведет к вывозу энергоресурсов из страны. И если с углем, при наращивании добычи, проблем нет, исходя из объемов разведенных запасов. То вопросы природного газа, нефти должны рассматриваться исходя из исключительности рациональности их использования в стране.
 
- «заміщення сировинної бази альтернативними видами палива» - совершенно абсурдная фраза.
 
- «видобуток вуглеводнів, у тому числі й нетрадиційних» - что имеется ввиду и где определения? Это про сексуальную ориентацию или про другой цвет пламени при горении?
 
- «сприятимуть поступовому посиленню позиції України у раціональному виробництві енергії та ощадливому її споживанні.» - каким образом все вышеперечисленное влияет на усиление позиций Украины по бережному потреблению ресурсов?

РЕЗЮМЕ
- «що до 2025 року здебільшого буде завершено реформування енергетичного комплексу України, досягнуто першочергових цільових показників з безпеки та енергоефективності» - каких именно целевых показателей? Особенно интересно узнать целевые показатели в сфере энергоэффективности, которые будут достигнуты.
 
- «ЕСУ є документом, спрямованим на міжгалузеву кооперацію для ефективного та надійного задоволення потреб національної економіки та громадян необхідними видами енергії.» - очень запутанное утверждение про виды энергии. 
 
- «реалізацію програми енергоефективності в межах визначеного вектора подальшого розвитку.» - программы энергоэффективности не может быть исходя из отсутствия определения энергоэффективности в законах Украины.
 
- «у зв’язку з відсутністю на час розробки ЕСУ довгострокового прогнозу соціально-економічного розвитку держави та високим рівнем політичної й економічної невизначеності у країні, прогнозні показники ЗППЕ у процесі реалізації ЕСУ потребуватимуть уточнень із застосуванням сучасної практики та методів прогнозного моделювання, які використовуються країнами ЄС.» - а может надо было подключить к разработке Стратегии реальных специалистов по анализу и моделированию в Украине, а не на общественных началах ее делать? Тем более деньги на это выделялись. 
 
- «За результатами реалізації завдань ЕСУ планується досягнути зниження енергоємності ВВП більш ніж у два рази до 2035 року. Реалізація цього завдання вимагатиме високотехнологічних рішень, значних інвестицій, оновлення законодавства і структурних змін в економіці.» - судя по всему авторы не совсем представляют причинно следственные связи необходимые для достижения такого результата. 
 
- «Гнучкість розвитку енергетичної галузі може бути забезпечена завдяки використанню можливостей енергоефективних технологій та інвестицій.» - это просто набор слов.
 
- «Сталий розвиток енергетичної галузі має стати першим кроком для оздоровлення та зростання економіки країни в цілому.» - устойчивое развитие отрасли невозможно без устойчивого развития экономики страны, потому это просто не очень удачный лозунг.
 
- «Головні передумови залучення інвестицій» - в перечне, на первом месте, не хватает основного условия, платежеспособного потребителя. 
 
- «прямі інвестиції з однієї країни не повинні сягати критичного рівня» - что в понимании Стратегии «критический уровень» и почему не могут быть инвестиции основные из Украины? Или Украина, как страна не рассматривается авторами Стратегии?
 
- «Таким чином, ЕСУ можна вважати результатом спільних зусиль експертного співтовариства України, вітчизняних компаній, державних інституцій та представників авторитетних міжнародних установ.» - очень слабая попытка переложить ответственность за документ на общественность. А вот упоминание про отечественных компании однозначно показывает, что монополии действительно приложили руку к документу в своих интересах.
 
- «ЕСУ є документом, який окреслює стратегічні орієнтири розвитку енергетичного комплексу України на період до 2035 року. На наступному етапі буде сформовано високоякісну модель прогнозування енергетичного балансу України за допомогою провідних експертів (в тому числі з ЄС), що дасть можливість отримати надійні дані, які будуть використані у процесі виконання Енергетичної стратегії, або призведуть до корегування Енергетичної стратегії, якщо це буде необхідно.» - в переводе на простой язык это означает, что мы тут написали некий трактат, как может быть, если сложатся звезды, что-то произойдет. Но если ничего не произойдет, то значит мы не угадали. И придется все делать как-то по другому. Возможно, хорошо.

ЕТАП 1-й. Реформування енергетичного сектору (до 2020 року)
- «Реформування енергетичних компаній відповідно до зобов’язань України у межах Договору про заснування Енергетичного Співтовариства, збільшення видобутку газу, зниження енергоємності ВВП та подальший розвиток ВДЕ – ось ключові завдання реалізації ЕСУ на цьому етапі.» - непонятно для чего и насколько необходимо увеличивать добычу газа, в чьих интересах? Непонятно насколько предполагается снижение энергоемкости ВВП и за счет каких действий? Ну и вишенка - развивать можно использование ВДЕ, а не сами ВДЕ. Это же документ, а не журнальная статья, внимательней надо с терминологией.
 
- «наслідків ліквідації/консервації вугільних шахт» - объединение ликвидации и консервации шахт в одну строку в документе наталкивает на мысль, что авторы под консервацией подразумевают затопление (мокрую консервацию). В условиях агрессивности шахтных вод, при затоплении несущая способность конструкций креплений, коммуникации приходят в негодность.
 
Общее заключение. В первом этапе не определена опережающая роль модернизации потребителей тепловой и электрической энергии, а также газа. С точным указанием индикатива. Довольно странно, ведь именно от этого индикатива можно отталкиваться в определении потребности страны в том или ином энергоресурсе.
 
ЕТАП 2-й. Оптимізація та інноваційний розвиток енергетичної інфраструктури (до 2025 року)
- Необходимо пояснить в документе или привести к единому определению в чем отличие «інтеграція української енергосистеми із зоною континентальної Європи ENTSO-E в режимі експлуатації» от «повна інтеграція у європейську систему транспортування газу ENTSO-G» ?
 
- «реалізація інвестиційних проектів у рамках Національного плану скорочення викидів від великих спалювальних установок» - при наличии планов роста тепловой генерации на основе установок по сжиганию биомассы в Стратегии, утверждение становится алогичным.
 
- «формування місцевих систем теплопостачання на основі економічно обґрунтованого врахування потенціалу місцевих видів палива, логістики постачання, регіональної та загальнодержавної енергетичної інфраструктури;» - возможно имелось ввиду не системы, а схемы, и снова остается не раскрытым определение «местных видов топлива» 
 
- «підвищення ефективності діючих систем централізованого теплопостачання;» - хотелось бы точных формулировок, какой именно эффективности? Отсюда будет понятно каким образом ее будут достигать. Уменьшая потери, увеличивая производительность, повышая доходность?
 
- «очікується модернізація та вдосконалення систем обліку» - печальная перспектива намечена. Я то был уверен, что системы цифрового интеллектуального учета будут внедрятся немедленно, а оказывается с 2020 по 2025 намечено «припудрить носик».
 
- «залучення споживача до управління власним попитом на енергетичні ресурси» - а до этого предполагается, что можно будет впаривать потребителю любое количество энергоресурсов ? Я как-то задумался кто основной заказчик всего этого …
 
- «У газовому секторі очікується забезпечення повного покриття внутрішніх потреб у природному газі власними ресурсами через збільшення видобутку» - довольно странное заявление. Из разряда дикого капитализма, которое ничего общего с ценностями устойчивого развития не имеет. Обеспечение потребностей потребителя газом должно в первую очередь обеспечиваться за счет существенного сокращения удельного потребления энергоресурсов, а не за счет увеличения добычи. Явный лоббизм газового лобби. 
 
- «На цьому етапі планується інтенсивне залучення інвестицій у сектор ВДЕ, розвиток розподіленої генерації, зокрема розробка та початок реалізації плану впровадження «розумних» енергетичних мереж (Smart Grids) та створення розгалуженої інфраструктури для розвитку електротранспорту.» - в конце раздела неожиданно появляются утверждения, которые прямо противоречат тексту раздела. Такое ощущение, что его вставили не читая раздел. Хотя остается нераскрытой тема по какой схеме будут осуществляться интенсивные инвестиции? Далее дань проекту четвертого энергопакета ЕС (распределенная генерация+смартгрид) Вот только вместо элемента про усиление роли улучшения энергоэффективности предлагается перспективы электромобилизации страны. Допустим, что к этому времени появятся действительно хорошие аккумуляторы и доступные цены на них)
 
ЕТАП 3-й. Забезпечення сталого розвитку (до 2035 року)
- «Вибір типу генерації залежатиме від прогнозної цінової кон’юнктури на паливо й інтенсивності розвитку кожного типу генерацій, що сприятиме підвищенню рівня конкуренції між ними; від впровадження смарт-технологій для вирівнювання піків споживання.» - очень спорное утверждение. Технологический уровень генерации в период с 2025 по 2035 год сегодня можно только предположить, но не утверждать. Какое для нее потребуется при этом топливо и потребуется ли оно вообще для новой генерации, остается большим вопросом. А смарт-технологии для сглаживания пиковых нагрузок внедрять вроде как собирались на предыдущем этапе Стратегии?
 
- «У сфері енергоефективності та охорони довкілля передбачається запровадження стандартів будівництва «пасивний дім», досягнення цільових показників скорочення викидів SO2, NOx та пилу згідно з Національним планом скорочення викидів від великих спалювальних установок та запровадження в Україні системи торгівлі квотами на викиди парникових газів.» - откровенное смешение целей, задач, инструментов. Вспоминается классик, «все смешалось, кони, люди…» Что касается стандарта «пассивный дом» то возникает вообще коллизия, как там с авторским правом? Этот термин может употребляться в публицистике, но как только он появляется в официальном документе, то надо не забывать, что он принадлежит конкретному институту в Германии. И тут или надо показывать соглашение с институтом или четко указывать класс энергоэффективности, а не специфические определения. Кстати, а что до 25-го года мы классом А не будем озадачиваться в строительстве? Печальные перспективы для потребителя.
- «Перед газовим сектором стоятимуть такі завдання: 
● збільшення національного газовидобутку, зокрема нетрадиційного газу» - снова газовое лобби позаботилось что бы обеспечить себе объемы работ, а точнее объемы финансирования своего «развития»… местами «нетрадиционного». 
- «● адаптація потужностей ГТС в умовах розвитку загальноєвропейського ринку природного газу.» - очень интересно, что во всей стратегии нет ни слова про обязательность сокращения удельных энергозатрат при работе ГТС с целью повышения конкурентноспособности и доходности этого государственного монстра.
- «Вугільний сектор у цей період має досягнути конкурентних та прозорих умов функціонування.» - это похоже на заклинания, причем непонятно к кому обращенные, к частным или государственным угледобывающим предприятиям. Специфика и задачи разные. У первых – доходность. У вторых – доходность, сдерживающая цены конкуренция с частным сектором и обеспечение энергетической безопасности в кризисных ситуациях. 
- «ВДЕ розвиватимуться найбільш динамічними темпами порівняно з іншими видами генерації» - оптимистично и жизнеутверждающе, но за счет чего? За счет мировых тенденций или в Украине предполагается приложить дополнительные усилия?
- «Важливо підкреслити, що досягнення цих показників стане можливим виключно у разі успішного виконання завдань ЕСУ та комплексного проведення соціально-економічних реформ у країні.» - при всем уважении к авторам Стратегии, но развитие страны, через комплексные реформы имеют приоритет перед Стратегией по важности.
 
Основной вопрос, который не нашел отражения в рассмотренных частях Стратегии - Не отражена задача и инструменты реализации доступности энергии в понимании 7 цели ООН. Которая, в оригинале, означает доступность именно в обеспечении баланса возможностей покупателя и потребностей продавца. И это реализуется через ограничение прибыли продавца, через надлежащую деятельность Национального регулятора (НКРЕКП) и Антимонопольного комитета, и росте доходов покупателя, через рост экономики Украины.
К сожалению, сокращение энергетической бедности граждан не входит в перечень приоритетов Правительства.
 

Продолжение будет...  

Ігор Черкашин
 
Комментарии (0)
Блоги