30 января 2012 г. 15:17
Премьер-министр Украины Николай Азаров поручил министру регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолию Близнюку передавать правоохранителям материалы по необоснованному повышению тарифов
Так же подключиться к этому процессу по поручению Премьера должны органы прокуратуры, Антимонопольный комитет и Госинспекция по контролю над ценами.
Возникает справедливый вопрос: а стоило ли в таком случае ликвидировать Государственную жилищно-коммунальную инспекцию на заре развития рыночных отношений и соответствующих новых форм хозяйствования в сфере ЖКХ?
Да, сегодня государственный контроль в сфере ЖКХ осуществляет Государственная архитектурно-строительная инспекция, но ее полномочия не охватывают всю отрасль. И само объединение ЖК инспекции с инспекцией ГАСКа в единую инспекцию не выдерживает критики, ведь строительство и эксплуатация – разные вещи как по сути, так и по системе проведения проверок в архитектурно-строительной отрасли и отрасли ЖКХ.
Поэтому контроль в сфере ЖКХ – тем более в процессе осуществления институциональных превращений в отрасли! – должен осуществляться отдельным органом исполнительной власти в сфере ЖКХ.
А контролировать есть что. Так, революционным постановлением КМУ № 869 от 1.06.2011 года «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги» утвержден Порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий.
Этим Порядком предусмотрено, что тарифы на услуги рассчитываются отдельно по каждому дому. Причем такие расходы определяются по установленным формулам для каждой услуги, где переменная величина П – это суммарная общая площадь (обозначенная в техническом паспорте жилого дома (общежития) квартир (жилых помещений в общежитии) и нежилых помещений в жилом доме (общежитии).
Так вот, по некоторым данным, сегодня в стране боле 80% жилых домов не имеют технических паспортов. И потому мне непонятно, в соответствии с чем в нашей стране определяется суммарная общая площадь при расчете тарифов отдельно для каждого дома. И проконтролировать некому – инспекции-то нет…
Впрочем, более важным является не то, что есть, а то, когда и как это изменится – реформа. Но сегодня не видно четко обозначенной позиции правительства и профильного министерства. Тот же насущный и «горячий» правительственный проект Закона Украины № 8474 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно ОСМД» – это не позиция правительства. Это позиция некоторых общественных организаций, это ведь они – авторы этого законопроекта, а не правительство.
И я понимаю лидера фракции ПР в ВРУ Александра Ефремова, потому что 8474 – это именно некачественный законопроект правительства. Более того, этот законопроект направлен на развитие булгаковских швондеров, а не на развитие ОСМД как института конкурентного влияния на рынок жилищно-коммунальных услуг.
Ведь очевидно, что эксплуатация домов связана с профессионализмом и ответственностью так же неразрывно, как и качество услуг – с конкуренцией и стандартами. Но, ни о каком профессиональном управлении многоквартирными домами в ОСМД, а значит и о качестве услуг, в этом законопроекте речи нет.
Я согласен с главой Федерации работодателей ЖКХ Украины Олегом Адамовым: потому и сдвигов нет в реформе, что реформаторы сплошь и рядом – «великие». Но спросите их, какую главную цель ставит программа реформ Президента Украины – не ответят, не читали.
А между тем, программа реформ Президента Украины главной целью реформы ЖКХ определяет повышение качества жилищно-коммунальных услуг для всех слоев населения, а также обеспечение бездотационности отрасли. Правильно, замечу, определяет.
Александр Скубченко, Киевский центр содействия развитию ОСМД