Рус Укр
ГлавнаяБлогиКоммунальная штрафомания. Платят все!
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

 

телефонный справочник ЖКХ

комунальний кодекс

Коммунальная штрафомания. Платят все!

2606
Благими намерениями устлана дорога в место, где проблемы с теплоснабжением отсутствуют априори. Так неужели, законопроект №3142, вносящий изменения в ряд НПА регулирующих отношения в сфере теплоснабжения си ЦО, ведет нас именно туда. Давайте, коротко разб

 Если говорить именно об отказе от услуг по централизованному отоплению (ЦО) и горячему водоснабжению (ГВС) и соответственно, отключении от внутридомовых сетей ЦО и ГВС отдельных помещений в многоквартирных домах (МД), то:

На сегодняшний день взаимоотношения в сфере предоставления услуг ЦО и ГВС регулируются  двумя основними нормативними актами: ЗУ «Про житлово-комунальні послуги» от 24.06.04  (далее Закон) и «Правилами надання послуг з централізованого опалення, постачання холодної та гарячої води і водовідведення» утвержденными Постановлением КМУ №630 от 21.07.05 г. ( далее Правила)

Сам Закон прямо не регулирует порядок отключения от ЦО и ГВС, однако обусловливает такое право через отказ от услуги путем расторжения договора (ч.6 ст. 26 Закона). Право отказа от услуги определено как существенное (обязательное) условие любого договора предоставления коммунальных услуг!

Правила также не содержат норм, прямо регулирующих отключение от ЦО и ГВС отдельных помещений в МД, а  только вносят в типовой договор обязательный пункт формулирующий такое право (п. 32 Типового договора).

При этом, Правила содержат нормы относительно отключения от ЦО отдельных  многоквартирных домов по инициативе потребителей проживающих в них. Эти новеллы «криво» прописаны и порождают массу юридических коллизий и разночтений.

Специальным актом, регулирующим отключение от ЦО и ГВС отдельных жилых (подчеркиваю -  жилых) домов является многострадальный   «ПОРЯДОК відключення окремих житлових будинків, від мереж централізованого опалення та постачання гарячої води при відмові споживачів від централізованого теплопостачання»  (далее Порядок) утвержденный приказом МСА и ЖКХ № 4 от 22.11.05 г. Изначально этот документ имел иное название и действительно регулировал порядок отключения отдельных помещений, но приказом МЖКХ № 169 от 06.11.07 г. в него были внесены изменения, и в текущей редакции этот нормативно-правовой акт (НПА) не регулирует отключение отдельных помещений от ЦО и ГВС.

На сегодняшний день, пожалуй, единственным НПА хоть и косвенно в комплексе, через нормирование условий переоборудования помещений, но более-менее внятно регулирующим  отключение о ЦО и ГВС отдельных помещений, являются «ПРАВИЛА утримання жилих будинків та прибудинкових територій» утвержденные приказом Держжитлокомунгоспу України N 76 от 17.05.2005 , в частности п. 1.4. этих правил.

Что касается отключения от внутридомовых сетей ЦО помещений, которые хоть и расположены в многоквартирных жилых домах, но не используются для целей проживания  и де-юре отапливаются не посредством получения услуги ЦО (договор услуг), а путем использования тепловой энергии (договор купли-продажи тепловой энергии), то тут ситуация приблизительно такая же. Только в вместо ЗУ «Про житлово-комунальні послуги» и «Правил надання послуг з централізованого опалення, постачання холодної та гарячої води і водовідведення», которые не регулируют сферу теплоснабжения, работают ЗУ «Про теплопостачяння» от 02.06.05  и  п.40 «Правил користування тепловою енергією»  утвержденные  Постановлением КМУ № 1198 от 03.10.07 г. 

Фактически  же, специального НПА который бы прямо регулировал порядок отключения от ЦО и ГВС отдельных помещений в многоквартирных домах, а также порядок отказа от получения таких услуг Законодательство Украины не содержит.

Разработанный Нацкомпослуг  проект закона частично устраняет этот пробел.

Предлагается внести изменения:

В  ЗУ «Про теплопостачяння» дополнив его новыми определениями терминов, новеллами относительно прав и ответственности потребителей за нарушения, а также обязательной согласованностью любых изменений со схемой теплоснабжения населенного пункта.

В ЗУ «Про житлово-комунальні послуги», дополнив его новыми новеллами (ст.16-1) регулирующими условия (не порядок) отключения от внутридомовых сетей, определен орган утверждающий порядок отключения, определен запрет на самовольное отключение и ответственность за него, добавлены новые определения терминов.

В ЗУ ««Про засади функціонування ринку природного газу», дополнив ст. 23 этого закона запретом на выдачу техусловий для индивидуальных и автономных систем теплоснабжения, которые не отвечают схемам теплоснабжения населенного пункта.

Вроде благие намерения – упорядочить отношения в непростой отрасли снизить затраты.  Однако упорядочивание явно хотят осуществить, прежде всего, за счет потребителя. За счет урезания его права на выбор поставщика, за счет фактического лишения потребителя возможности отказаться от услуги ЦО и ГВС или поставки тепловой энергии. За счет ужесточения наказаний за самовольное отключение.

Предусмотренная же возможность легального отключения - декларативна,  практически не реализуема. Слишком много условий. А главное, отключение должно быть предусмотрено схемой теплоснабжения населенного пункта. Схемы, в наших реалиях,  будут годами разрабатываться и утверждаться, и скорее всего возможность отключения в них предусмотрена не будет, так как это не выгодно не тепловикам, не  находящимся с ними в симбиозе местным властям. 

Предусмотренные проектом изменения в Кодекс України «Про адміністративні правопорушення», дополняют кодекс новой статьей - 103-3. Порушення правил користування тепловою енергією, и дополняют ст.150 Порушення правил користування жилими будинками і жилими приміщеннями  новым видом нарушения – самовольным отключением о  ЦО и ГВС.

 Карательная санкция  этих статей  предполагает штраф в пределах  1700грн.

Следует отметить, что и в текущей редакции Кодекс предполагает санкции за нарушение правил использования жилых домов, однако они находятся в пределах 17-119  грн.

Различия комментариев не требуют.        

Но самое главное в том, что изменениями в ст. 255 Кодекса, предлагается наделить «уполномоченных лиц» любой теплоснабжающей организации,  а также любого субъекта хозяйственной деятельности (фактически предпринимательской – ЧП, ООО, ОАО, ПАО, частного предпринимателя) определенного как исполнитель  жилищно-коммунальных услуг местными исполкомами, ПРАВОМ  составлять протоколы об административных нарушениях. Фактически – штрафовать. Ведь принимают решения о наложении штрафов административные комиссии именно при местных исполкомах –  а ворон, ворону…

При таких  «раскладах» создается плодородная почва для всяческих коррупционных схем на всех уровнях. Хватит, что называется всем. И простому работнику ЖЭКа и директору ООО с мэром.

Расхлебывать  же будет - потребитель. Так как потребитель окажется самой не защищенной  стороной в отношениях.

Снял потекшую батарею, ст. 103-3, незаконное отключение – штраф. Заменил унитаз, смеситель, дверь, ст. 150, самовольное переоборудование – штраф. Утеплил квартиру, заменил окна на металлопластиковые, установил кондиционер, то же самовольное переоборудование  - штраф. Не впустил «уполномоченных носителей удостоверения» в помещение – ст. 103-3, недопущение, препятствование  - штраф. И так далее.

Доказать что-то на админкомисии реально будет невозможно, как и в админсуде. Все согласно норм законодательства. Закон суров, но он Закон!

Иван Смольный
 
Комментарии (0)
Блоги