Акцию протеста против отвратительных дорог Украины я организовал за деньги. Сначала я заплатил транспортный сбор, и эту сумму правительство должно было потратить на строительство и ремонт дорог. Ещё несколько лет назад я попал в яму на дороге, и моё колесо разорвало в клочья. Потом вышел из строя амортизатор. Спустя ещё какое-то время на трассе Киев – Харьков умер второй амортизатор. После этого мне надоело платить.
В 2012 году была короткая передышка — дороги ремонтировали и перестраивали в рамках подготовки к Евро-2012. Когда я вернулся из очередной поездки и моя машина осталась такой же чистой, как до отъезда, а дорога была чаще ровной, чем кривой, — показалось, что так будет если не всегда, то какое-то время.
И тут пришла зима. Не самая суровая. Не самая снежная и не самая морозная. Но с потеплением миллиарды гривен налогоплательщиков смыло со снегом. Снова. Вслед за замёрзшими «Хюндаями» и нелетающими самолётами наступил автомобильный паралич. Всё, приехали. Так выглядит коллапс, который власти называют «покращенням» и работой «команды профессионалов».
Совершенно очевидно, что строители дорог схалтурили как никогда до того. Заявления руководства страны о приведении дорог в европейское состояние оказались враньём. Конец зимы 2013 года запомнится нам тем, что в одночасье в Украине исчезли абсолютно все дороги — все и везде.
На прошлой неделе, поминая всех матерей и повторяя сквозь зубы выдуманную кем-то задолго до меня фразу «ненавижу Укравтодор», я с трудом пробирался по центру Киева, объезжая колдобины, ямы и прямоугольные вырезы в асфальте, оставленные работниками дорожной службы. Так, написав несколько гневных постов в Facebook, я создал группу «Я ненавижу Укравтодор».
Через два часа в ней было 100 человек. Через пять — 300, через сутки — 500. Затем 1500. А потом, когда о группе начали говорить, своим вниманием нас удостоил премьер-министр Николай Азаров, который, похоже, испугался слова «ненавижу». Наверное, лозунг «Банду геть!» на фоне «Я ненавижу» выглядит не так устрашающе. Азаров, цедя сквозь зубы, сказал: мол, да, проблемы есть, но они не решаются сразу, так как накапливались годами.
И тут произошёл информационный взрыв. Радио, ТВ, интернет гудели о том, что Азаров решил ответить маленькой кучке людей в интернете. И наша группа увеличилась ещё на 1000 человек, которые выкладывали фото и видео со всех концов страны. Дорожный ад был подан премьер-министру в концентрированном виде. Каждый причастный к финансированию и строительству дорог мог насладиться результатами своей работы.
Параллельно росло и количество желающих принять участие в акции протеста у стен Укравтодора. Один из участников группы, Олег Новиков, предложил принести туда рваную резину и детали автомобилей, пострадавших из-за раздолбанных дорог. Идея была настолько проста, но при этом зрелищна, что действо обещало быть ярким. Почти 900 человек заявили, что точно придут, и около 500 сказали, что возможно придут. Оповещать СМИ особой нужды не было — все уже были в курсе. Фактически анонс мероприятия прозвучал не только среди трёх тысяч участников группы в Facebook, а по всей стране. Призыв прийти услышали и увидели миллионы. Выпуски новостей на радио и телевидении сделали дороги темой №1.
Мы принесли сломанные части машин. Мы сказали, чем и почему недовольны. В это время в столичной администрации распекали Киевавтодор. По разным данным, прокуратура и СБУ принялись активно шерстить и в Укравтодоре.
Акция закончилась. Информация о ней вышла даже за пределы страны. О том, что люди возмущены состоянием дорог и требуют наведения порядка, узнали почти все. Власти суетятся и думают, что делать, хотя ещё не делают. В стране готовятся новые акции протеста, круглые столы, экспертные обсуждения. На этот раз тема дорог станет одной из главных в обществе и политике на высшем уровне.
Правда, журналисты, очевидно, из солидарности, не сообщили одну маленькую деталь — на акцию «Я ненавижу Укравтодор» пришли всего 30 человек. Всего три десятка человек оказались действительно готовы что-то менять сами.